АРХИВ
30.06.2018
С ДОРОЖНОЙ КАРТОЙ – В ПУТЬ!
В прошлом году три ДШИ города Балашихи вошли в десятку лучших детских школ искусств Подмосковья, таким образом засвидетельствовав: успехи в сфере художественного образования города не случайность, а результат продуманной системной работы

Одна из ее составляющих – традиционная, подводящая итоги учебного года конференция «Учитель XXI века». На этот раз она собрала представителей всех творческих школ города, чтобы обсудить различные аспекты так называемой дорожной карты – плана мероприятий по перспективному развитию детских школ искусств, разработанного Министерством культуры РФ. О том, в чем видят балашихинцы суть стратегического документа, как соотносят свою деятельность с обозначенными в нем критериями и задачами, рассказывает заместитель начальника Управления культуры Балашихи, куратор сферы художественного образования города Марина Анатольевна Чернова.

 – Дорожная карта появилась этой зимой. Но наше областное Министерство культуры во главе с Оксаной Валентиновной Косаревой уже давно нацелено на максимальное вовлечение детей в систему художественного образования. Поэтому мы были готовы к появлению этого документа, более того – почти год назад, когда только принималось решение о его разработке, начали свое движение ему навстречу.

НЕ ЖДАТЬ, КОГДА ПОСТУЧАТСЯ

Одна из самых важных позиций нового документа – увеличение контингента ДШИ. Для Московской области этот показатель установлен на уровне 15%. Но если у школ, расположенных в центре Балашихи, где ведется масштабное строительство, проблем с увеличением контингента почти нет, то для школ, базирующихся в бывших военных городках или в сельской местности, эта задача не из простых. В одном из положений Закона об образовании говорится о форме сетевого взаимодействия между учреждениями дополнительного образования и детскими садами, массовыми школами, учреждениями социальной сферы. Кто-то скажет: а что в этом нового? Действительно, система начального художественного образования всегда строилась на таком сотрудничестве. Но новое есть.

Во-первых, сегодня сотрудничество закрепляется юридически – в договоре между учреждениями и в договоре с родителями учеников. Во-вторых, для детей, обучающихся творческим дисциплинам в общеобразовательных школах или детских садах, школы искусств разрабатывают специальные программы, которые мы назвали общеэстетическими. Они, безусловно, отличаются от программ с тем же названием, которые реализуются в самих школах искусств. При их разработке учитывается ситуация и в конкретном учреждении, и в конкретном микрорайоне. Поэтому программы у каждой из восьми школ искусств Балашихи разные.

ВОПРОСЫ, ОТ КОТОРЫХ НЕ УЙТИ

В ДШИ № 6, например, вспомнили о такой форме работы, как школьная филармония. В ДШИ № 7, расположенной в сельской местности, где есть общественная организация инвалидов и центр особых детей «Лучик», появилась программа «Мы разные, но мы равные». В ДШИ № 4 сочли возможным выделить в программе общеэстетической направленности два уровня: общеразвивающий и базовый. Первый включает в себя лекции и выступления преподавателей и учащихся школы искусств, второй предполагает погружение в мир музыки уже на практике. Понятно, что в общеобразовательной школе это осуществить непросто, но есть такая зарекомендовавшая себя форма работы, как вокально-хоровая, есть инструменты, игре на которых вполне можно обучаться и в стенах СОУ (например блок-флейта).

Все свои идеи мы обсуждали с руководством города, и только после этого, получив добро, шли в систему общего образования. Так, в плотном взаимодействии с заместителем главы города, куратором социальной отрасли Л.Н. Татевосян, при поддержке начальника Управления по образованию А.Н. Зубовой рождались наши программы.

Пока они рассчитаны на три года, потому что мы понимали: по мере продвижения по новому пути перед нами встанет немало вопросов – профессиональных, организационных, материально-технических. Уже сейчас надо решать, кем и как будет обеспечиваться потребность в музыкальных инструментах, как оценивать новый тип педагогической нагрузки, наконец, как регулировать финансовые вопросы. Специализированная санаторно-лесная школа «Полянка», например, заключила договор с ДШИ № 1 имени Г.В. Свиридова и оплачивает ту большую работу, которую ведут здесь ее преподаватели. В других учреждениях иначе решают финансовый вопрос, например привлекая средства родителей. Вероятно, нужно каким-то образом унифицировать этот процесс.

ЗВУЧАНИЕ – ОБЩЕГОРОДСКОЕ

Такой показатель, как доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в Балашихе очень высокий. Министерство культуры РФ в дорожной карте устанавливает его на уровне 80%, а, например, у нашей шестой ДШИ он на 38% выше. Это значит, что школа (расположенная как раз в отдаленном и проблемном, с точки зрения увеличения контингента, микрорайоне) проводит огромное количество концертов, мастер-классов, творческих встреч, выставок, театрализованных представлений, став реально культурно-просветительским центром своего микрорайона.

Надо сказать, что над задачей превращения ДШИ в такие центры, а это один из важных пунктов дорожной карты, Управление культуры города (начальник С.В. Шарцева) работает давно. Причем делая акцент на объединенных акциях. Приведу в пример наш пятилетний проект, посвященный музыкальному театру. В него были вовлечены не только ученики и преподаватели всех балашихинских школ искусств, но, по сути, весь город. Нам помогали журналисты, художники, библиотекари, на наших концертах побывали сотни жителей, многие из которых стали преданными поклонниками проекта.

Еще одной темой общегородского звучания стало освоение композиторского наследия Г.В. Свиридова. Двадцать лет назад школе искусств № 1 было присвоено его имя. Знаменательную дату мы отметили концертом, который готовили в рамках городской целевой программы «Музыка как судьба» все школы искусств сообща, одной большой музыкальной семьей. И не только они.

Так получилось, что тогда же, когда школе № 1 было присвоено имя Георгия Васильевича Свиридова, имя Федора Ивановича Тютчева получила и наша центральная городская библиотека (директор Л.Н. Покрасова). Мы решили обыграть это обстоятельство, соединив фигуры двух русских гениев в одной композиции. Сама концертная программа состояла исключительно из произведений Свиридова, а это почти 30 номеров – инструментальных, вокальных, хоровых, некоторые из которых прозвучали в Балашихе впервые (например номера из вокального цикла на стихи Блока «Петербургские песни»). Но идейным стержнем композиции стали размышления о путях развития русской культуры и русского искусства поэта Тютчева и композитора Свиридова, в образах которых предстали ведущие вечера.

Еще одна тема, объединяющая нашу музыкальную семью – развитие духового исполнительства. Наш город знаменит своей специализированной Детской духовой музыкальной школой. После того как в декабре 2017 года на Санкт-Петербургском культурном форуме была вновь поставлена задача возрождения духового исполнительского искусства, мы задались вопросом: а каким образом Балашиха могла бы поучаствовать в этом важном процессе? Так появилась идея организовать 1 июня, в День защиты детей, Ассамблею духовых оркестров. В ней приняли участие детские и профессиональные коллективы города, наши коллеги из близлежащих городов, а также сводный хор учащихся всех балашихинских ДШИ.

НАВСТРЕЧУ ДРУГ К ДРУГУ

Такие общегородские акции, безусловно, дают мощный стимул к профессиональному развитию самих школ, к активизации их концертной и научно-исследовательской деятельности. В этом году, например, мы готовим сборник работ, посвященных творчеству Свиридова, которые за последние пять лет написали наши преподаватели и ученики. Рецензентом и редактором книги выступит доцент РАМ им. Гнесиных Валида Махмудовна Келле. С академией у нас давние связи: несколько лет назад мы заключили договор, который постоянно обновляется, в частности, в этом учебном году особым разделом прописано взаимодействие нашей базовой школы им. Г.В. Свиридова с кафедрой педагогической практики РАМ. Юные балашихинцы теперь занимаются под руководством студентов-гнесинцев в самой академии, и нам этот опыт кажется интересным и важным.

Заключены у нас договоры и с другими учебными заведениями среднего и высшего звена, что абсолютно соотносится с еще одним положением дорожной карты – обучение учащихся ДШИ на основе договоров с профессиональными образовательными организациями.

Таким образом, расставив приоритеты и обозначив критерии, новый документ дает нам возможность проанализировать нашу деятельность. Конференция «Учитель XXI века», в ходе которой свои оценки и предложения представила каждая из балашихинских школ искусств, позволяет нам сделать вывод о верном пути нашего движения.

На снимке: Духовой оркестр «Виват» ДДМШ № 2 (руководитель оркестра В. Исаев, директор Г. Боровская)

Поделиться:

Наверх