Top.Mail.Ru
АРХИВ
25.11.2014
ИЗ ШВЕЙЦАРИИ С ЛЮБОВЬЮ
11 октября в Большом зале Петербургской филармонии в рамках проекта «Камерные оркестры мира» выступил Струнный оркестр Люцернского фестиваля под руководством Даниэля Доддса

Основанный почти в 1956 году скрипачами Рудольфом Баумгартнером и Вольфгангом Шнайдерханом швейцарский коллектив сегодня один из старейших ансамблей, работающих в данном жанре, имеющий в послужном списке выступления практически со всеми звездами академической музыки второй половины XX и начала XXI века. В Петербурге швейцарцы продемонстрировали высочайший исполнительский класс и свободное владение разными музыкальными стилями, сыграв программу «от классики до авангарда».

Концерт открыла Симфония для струнных до мажор Карла Филиппа Эмануила Баха, чье 300-летие со дня рождения отмечается в этом году. Утонченно рафинированный, изысканно прекрасный звуковой мир Эмануила Баха, чья слава при жизни превосходила славу его отца, великого Иоганна Себастьяна, предстал во всем своем великолепии. Безупречная культура звука, чистота интонирования, высочайший уровень ансамблевой игры (оркестр играет без дирижера, следуя ауфтактам первого скрипача) сразу захватили внимание зала. В интерпретации швейцарцев не было показного драйва и «бешеной энергетики», чем иногда любят нагружать старинную музыку некоторые современные коллективы, – акцент больше делался на точности, прозрачности голосоведения, любовании каждой линией и интонацией.

Кульминацией вечера стали сыгранные в конце второго отделения скрипичные пьесы П. Чайковского. Солисткой выступила известная японская скрипачка Акико Сувани, в 1990 году одержавшая победу на Конкурсе Чайковского и ставшая самой молодой победительницей в истории этого престижного турнира. Три пьесы из цикла «Воспоминание о дорогом месте» в переложении А. Глазунова для скрипки и оркестра прозвучали легко, изящно и вместе с тем очень проникновенно и искренне. Это был Чайковский, услышанный сквозь призму XXI века, сыгранный достаточно строго, ровным, красивым и почти безвибратным звуком, без ритмических раскачек и «подъездов». В некотором смысле это было противоположно тому, как играли Чайковского в начале XX века (если судить по сохранившимся записям). Лишенные привычной «квазиромантической» оболочки пьесы Чайковского завибрировали вдруг невероятной небесной красотой и чистотой, присущей, скорее, музыке барокко. Даже в том, как выстроилась последовательность пьес, было что-то от барочного кончерто-гроссо: неторопливое «Размышление», ритмически-упругое стремительное «Скерцо», умиротворенная «Мелодия» (абсолютный хит всех скрипачей) и в качестве финала – «Вальс-скерцо», op.34. Акико Суванаи, имеющая богатый опыт исполнения как романтической, так и барочной музыки, уверенно вела за собой оркестр; ее скрипка парила, легко заполняя пространство зала.

Второе отделение открылось пьесой «Labyrinth» современного швейцарского композитора Фабиана Мюллера. Эта медитативная вещь, написанная в 2005 году и по замыслу автора отображающая жизненный цикл от рождения через различные перипетии к финальному замиранию, впервые прозвучала в Петербурге. При всей своей конструктивности и просчитанности произведение прозвучало эмоционально достаточно ярко, в отдельных моментах даже вызывая ассоциации с музыкой Шостаковича.

В заключение концерта оркестр исполнил Симфонию № 9 для струнного оркестра юного Феликса Мендельсона. В стилистике Мендельсона-подростка (произведение было написано им в 14-летнем возрасте) явно слышна ориентация на музыку классиков XVIII века - Моцарта и особенно Гайдна. Тем не менее в этом ученическом сочинении уже есть то, что проявится в зрелых произведениях композитора: патетика, мелодизм, прозрачность оркестровой фактуры. Выбор Люцернским струнным оркестром для гастролей именно этой струнной симфонии был еще отчасти продиктован ее неофициальным названием «Швейцарская», поскольку в третьей части Мендельсон цитирует мелодию швейцарской народной песни, услышанную им во время путешествия с родителями по этой стране.

Ну а завершился концерт все-таки в русском духе. После исполненных на бис финала Дивертисмента фа мажор Моцарта и одного из «Шести румынских народных танцев» Бартока прозвучало знаменитое Andante cantabile из Первого струнного квартета Чайковского, написанное на тему русской народной песни. Объявив эту пьесу рекламным слогом «From Russia with love», Даниэль Доддс не погрешил против истины. Это Andante, в котором мелодические линии инструментов сплетаются словно голоса в церковном хоре, один из ярких музыкальных примеров, передающих красоту и загадку непостижимой русской души.

Поделиться:

Наверх