– Вячеслав Анатольевич, расскажите об истории и специфике конкурса.
– Впервые он прошел в 1938 году в Париже, российские исполнители стали принимать в нем участие с 1960-х. Раньше вместо денежных премий музыкантам вручали кубок мира, поэтому, собственно, такое название. Сейчас денежные премии, конечно, есть, но традиция осталась, кубок вручают победителю в «абсолютной категории». Каждый год конкурс проводится в другой стране, следующий, 69-й, состоится в Ростове-на-Дону в сентябре. Существует Международная конфедерация аккордеонистов (CIA), которая является организатором. Неслучайно нынешний конкурс прошел в Финляндии: там баян (кнопочный аккордеон) считается таким же национальным инструментом, как у нас балалайка. Но и у нас количество исполнителей на баяне немаленькое.
– Что вы можете сказать о лауреатах?
– Лев Лавров – седьмой по счету обладатель кубка мира из моего класса. Кстати, предыдущий «Кубок» проходил в Зальцбурге, и тогда главный приз достался моему выпускнику Виталию Кондратенко. Так что второй год подряд кубок мира остается в России, и не только в России, но и в Гнесинке, и в моем классе. Что касается лауреатов этого года, то Лев Лавров (1-й курс магистратуры), кроме главного приза, получил и первую премию в категории «камерный ансамбль» вместе со своими партнерами по Lion Trio Алексеем Мыкитенко и Семеном Голиковым (2-й курс бакалавриата). Это конкурс для концертирующих исполнителей, поэтому условия сложные. В «абсолютной категории» на первом туре помимо виртуозной пьесы исполняется кантилена и пьеса эпохи барокко, на втором – крупная форма (Лев играл мою третью баянную сонату «Воспоминание о будущем»), на заключительном туре – свободная получасовая программа, включающая полифоническое произведение. А что касается номинации «камерный ансамбль», то особенно успешно ребята из Lion Trio исполнили «Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского и мою новую пьесу Toccata Barbara, не оставив шансов конкурентам.
– Сейчас во многих музыкальных вузах абитуриентов становится все меньше, и, соответственно, конкурса почти нет, падает уровень. Как с этим обстоит дело у вас?
– Падает везде, только не у нас. Во всяком случае к факультету народных инструментов Российской академии музыки это не относится. Не говоря уже о поступлении в магистратуру, где отбор не менее жесткий, чем на «Кубке мира». Но и в бакалавриате, и в колледже, и в школе-семилетке у меня учатся очень талантливые ребята. Например, в Гнесинской семилетке – 11-летний Ростислав Мудрицкий, который принимает участие во всех концертах и фестивалях Дениса Мацуева, а сейчас улетел на Мальту – не отдыхать, а выступать. Так что, скорее, наоборот, многих мне приходится отсеивать, к сожалению, класс у меня не безразмерный. К тому же для меня очень важен чисто человеческий фактор – люди должны быть хорошие. В РАМ у меня занимаются и иностранцы, в том числе китайцы, есть из Бельгии очень способный парень, который будет играть мой баянный концерт «Фрески». Кстати, в будущем году в Сургуте будет проходить Открытый всероссийский конкурс «Югория-2016», где на третьем туре обязательное произведение – этот мой концерт для баяна и камерного оркестра.
– В 2016-м вы отметите 70-летие. Будут ли события, связанные с юбилеем?
– В марте, прямо в мой день рождения, в Ростове-на-Дону откроется конкурс-фестиваль «Аккордеон плюс». Вообще в этот юбилейный год я собираюсь вести активную творческую жизнь. Обязательно приму участие и в фестивале «Баян и баянисты», который пройдет в декабре в РАМ им. Гнесиных.
– Вы не только пишете музыку для баяна, но и делаете транскрипции для него. Это связано с ограниченным репертуаром?
– Не только. У меня вышло несколько томов транскрипций, хотя оригинальный баянный репертуар сейчас довольно обширен. Но ведь написано много прекрасной музыки, которая хорошо звучала бы на баяне. Скажем, «Господь среди нас» Оливье Мессиана из «Девяти медитаций» на баяне звучит даже интереснее, чем на органе, потому что баян – живой инструмент с живой интонацией.
– Вы успеваете ездить на гастроли?
– Недавно я играл в США, в Италии, в Сибири, сейчас лечу в Астрахань. Скучать не приходится. Тем более что итальянцы сделали для меня новый замечательный инструмент. Самый активный регион в смысле баянного исполнительства у нас сейчас – Кемеровская область.
– Вы гастролировали по всей России и по всей Европе, в Америке, Азии и Африке. Где самая благодарная публика?
– Если играть искренне, если эмоционально захватить аудиторию, тогда нет плохой публики.
На фото – Семен Голиков, Лев Лавров, Вячеслав Семенов, Алексей Мыкитенко
Поделиться: