Ни в программке, ни в афише цикла просветительских летних концертов «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает» информации о посвящении премьеры 400-летию со дня смерти Шекспира не было. Между тем «Король Лир» дождался первого исполнения именно в нынешний, шекспировский год. Оперу на основе собственного либретто по знаменитой трагедии С. Слонимский написал еще в начале 2000-х, но лишь относительно недавно предоставил партитуру для ознакомления В. Юровскому. И дирижер – видимо, найдя в новом сочинении соответствие своим репертуарным исканиям, – элегантно завершил летний цикл Госоркестра эксклюзивным событием.
Задавая слушателю тему трагедии «Король Лир», которая сочетает в себе возвышенное и низменное, благородное и человечески недостойное, маэстро-оратор Юровский делает акцент не только на соратниках-почитателях Шекспира, причисляя к ним, конечно же, и самого С. Слонимского, и Б. Пастернака как переводчика «Короля Лира». Тема Шекспира контрастно обогащается и фигурой Л. Толстого, одного из наиболее непримиримых антиподов-ниспровергателей драматурга. В полусценической-полуконцертной постановке такая форма подачи нового музыкального материала за счет увлекательнейшего выстраивания интертекстуальных связей – не самоцель, а средство доходчиво и образно донести до слушателя музыкальное произведение в историческом аспекте.
Пение под музыку, которым наделены герои, разыгрывающие сложно запутанный, хотя и упрощенный в либретто сюжет, формально, конечно же, отсылало к жанру оперы. Но сама музыка с ее монодийной вокальной спецификой произвела впечатление, скорее, не оперы в привычном понимании, а «драмы с преимущественным пением». Скромный камерный аккомпанемент при отсутствии хоровых страниц, речитативно-мелодекламационные ансамбли и монологи-речитативы персонажей, зачастую довольно красивые по мелодике, собственно, и составили весь опус.
И дело здесь не в том, что его жанровая принадлежность обозначена композитором как dramma per musica. Один лишь XIX век подобных сочинений, но с мелодически развернутой номерной структурой арий, ансамблей и хоров, принес неисчислимое множество. Все дело в том, что современное понимание оперного письма, отвергающее традиционные устои и принципы мелодизма, идет особым, ведомым лишь ему одному путем, и на нем – «Король Лир» Слонимского не исключение – довольно простая по форме музыка в силу отсутствия ярко выраженного мелодического начала зачастую весьма сложна для восприятия. И потому наряду с мощным энергетическим посылом дирижера исполнение «Короля Лира» в semi-stage формате с использованием всех сценических ресурсов Зала Чайковского оказалось чрезвычайно важным, а в плане приобретения положительных слушательских впечатлений – решающим.
Главный позитив проекта – не столько даже в открытии новой музыки как таковой, сколько в самой просветительской сущности. Услышать и одновременно увидеть то, что мы увидели и услышали 6 июня, оказалось безумно интересным! Проект захватил общей музыкально-постановочной идеей. Помимо поющих персонажей композитор ввел в оперу разговорные вставки персонажей-резонеров, комментирующих действие по ходу развития: их невидимые голоса звучали, словно за кадром. Идея дополнить клуб резонеров фигурой Л. Толстого – главная изюминка спектакля (режиссер Михаил Кисляров). Но в опере закономерно был сохранен и «штатный резонер» трагедии Шекспира – Шут.
Сценография – при всей ограниченности подручных средств – всё же оказалась эффектной. Действию был отдан практически весь планшет выступающей в зал полукруглой сцены, за исключением кромки вдоль правого края, где расположились инструментальный ансамбль и дирижер. Видеохудожник Ася Мухина и художник по свету Геннадий Алексеев сделали все от них зависящее, чтобы внимание зрителя не ослабевало ни на миг. Со своей стороны то же в отношении музыки сделал и дирижер, судя по всему, проведший с партитурой не одну бессонную ночь и возлюбивший ее всем сердцем.
Премьера оперы «Король Лир» началась с вводной «лекции» дирижера, внезапно переросшей в словесную перепалку с самим Л. Толстым, возникшим в одной из лож. Этот ход был настолько неожидан и беспроигрышен, что, когда на сцене появился Лир в узнаваемом облике русского писателя-классика, это уже нисколько не смутило, как не смутило и то, что король время от времени становился резонером. В партии Короля Лира – Льва Толстого выступил выдающийся бас Максим Михайлов: его вокально-драматическое перевоплощение оказалось на редкость масштабным, продуманным, удивительно органичным. Помимо Лира в опере еще 10 персонажей: из них выделяются лишь две яркие вокально-актерские работы – Любови Петровой (Корделия) и Андрея Бреуса (Эдгар).
Поделиться: