Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.03.2017
Хоровой парад на Масленицу
В последнюю неделю февраля в Мариинском театре прошел II Международный хоровой фестиваль «Поющая Масленица»

Масленицу в Мариинке отмечают уже больше десяти лет – в продолжение давней традиции шумных гуляний накануне Великого поста. Поначалу было так: в качестве «обязательного» произведения в февральскую или мартовскую афишу театра ставилась «Снегурочка» Римского-Корсакова в красочной постановке Александра Галибина, а дальше «монтировались» разношерстные программы – от хитов в исполнении оркестра народных инструментов до симфонических фрагментов Прокофьева и Щедрина. Начиная с прошлого года Масленица в Мариинском стала «поющей» – фестиваль конкретизировал свою идею и обрел концепцию.

В этом году в качестве участников кроме российских хоров были заявлены певческие коллективы из Германии, Словении, США, Франции, Латвии и Литвы. Но дало о себе знать столь популярное у нас теперь «импортозамещение»: из-за рубежа прибыли в основном руководители и солисты – петь пришлось больше нашим хористам. Так, 22 февраля на сцене Концертного зала Мариинки под управлением руководителя Саарбрюкенского камерного хора Георга Грюна с немецкой программой выступил петербургский вокальный коллектив «Фестино» (несмотря на свою молодость, он уже принимал участие в фестивалях старинной и современной музыки). В первом отделении – с мотетами немецких барочных мастеров Шайна, Шютца и Баха – певцы чувствовали себя не очень уверенно, мало реагируя на подбадривающие жесты дирижера. А во втором, где пошла более знакомая для современного уха романтика – Шуман и Брамс, – появилось ощущение свободы, звук стал более мягким и полетным. Особенно удались номера с участием саарбрюкенских солисток Катарины Дианы Брандель и Мелины Мешкат – хоровые песни Брамса (ор. 93 и ор. 20), а также его же очаровательные вальсы из сборника «Песни любви».

Аналогичным образом был организован концерт 25 февраля. Под управлением руководителя известного французского барочного коллектива Le poème harmonique Венсана Дюместра предстал московский вокальный ансамбль Intrada, решившийся на непростую задачу – «попасть в стиль» изысканной французской церковной музыки второй половины XVII века. Великопостные медитации Марка-Антуана Шарпантье, творчество которого фактически заново было открыто во второй половине XX века, – весьма тонкое блюдо для российских меломанов, и, конечно, старания «шеф-повара» Дюместра, посвященного в таинства французской музыкальной кухни, сыграли здесь свою роль. Ну а для российских певцов работа с иностранными специалистами оказалось хорошей практикой освоения совершенно иной манеры пения и произнесения слов, чем принято в наших консерваториях на вокальных факультетах.

На «Поющей Масленице» этого года особое внимание уделили детским программам, благо половина фестиваля совпала с официальными выходными, и концерты можно было посещать семьями. 23 февраля состоялось представление детской оперы «Брундибар», «свидетельницы» трагических событий Второй мировой войны. История о детях, которые помогают больной маме и успешно преодолевают с помощью друзей козни жадного шарманщика Брундибара, была написана чешским композитором Гансом Красой на либретто Адольфа Хоффмайстера в 1938 году. Премьера состоялась уже в оккупированной немцами Праге, а с 1942-го по 1944-й незатейливая опера шла в «образцово-показательном» концлагере Терезиенштадте. Сыграли всего 55 спектаклей, многие из юных артистов сгинули впоследствии в Освенциме. И сегодня, конечно, «Брундибар» это не просто трогательная история о победе добра, о дружбе и взаимовыручке, но и напоминание о страшных событиях. Участниками исполнения в Мариинском были ребята из Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга, солистами-оркестрантами руководил Иван Столбов, сценическую версию осуществил Мстислав Пентковский. Получилось очень живо, интересно и для зрителей, и для артистов, с азартом включавшихся в игру.

Заключительный фестивальный концерт 26 февраля тоже стал оммажем теме детства. На сцене Концертного зала пели Детский хор телевидения и радио, латвийский хор мальчиков Spartito и университетский хор из Литвы Jaunyste, буквально перед выступлением в Мариинке получивший Гран-при на международном хоровом фестивале в Академической капелле. Русские народные, латышские и литовские песни сменяли друг друга, доказывая, что, несмотря на все политические разногласия, искусство остается мощной силой, способной объединять людей на платформе прекрасного, а это именно то, что так необходимо в современном обществе.

На фото хор «Фестино»

Фото Валентина Барановского

Поделиться:

Наверх