Top.Mail.Ru
АРХИВ
25.12.2015
ТРУДОЛЮБИЕ В КРАСКАХ
ДШИ Верхнего Уфалея готовит участников первого тура VIII Областного конкурса юных художников им. Н.А. Аристова, запланированного на январь будущего года. Публикуем фрагмент беседы с руководителем отделения изобразительных искусств И.А. Полевой, которая учит слушать как цвет диктует свою волю, а небо звучит музыкой Петра Чайковского.

– Ирина Александровна, поделитесь наблюдениями преподавателя-художника в деле воспитания творцов.

– Я преподаю не один десяток лет, и до недавнего времени полагала, что мой творческий путь складывается исключительно из сюжетов и тем, которые навевают природа, прочитанные книги, внутренние переживания. Конечно это так, но главный источник моего вдохновения – это все-таки общение с этими мальчиками и девочками. Неординарность мышления у них поразительная. Они видят то, что мы, взрослые, уже давно не замечаем. В этом и состоит основной секрет: я учу как держать кисть, они мне подсказывают, что еще можно было бы изобразить, с чем ассоциируют тот или иной предмет и явление.

Иногда удается дополнять их свежесть своим опытом. К примеру, объясняю, как небо может зазвучать музыкой Петра Чайковского или как старое, величественное дерево перекликается со строчкой Афанасия Фета. В этом, вероятно, и заключается успех наших творческих судеб. Срабатывает эффект слияния непосредственности и профессионализма. В классе есть образцы моих работ в разных жанрах: пленер, станковая композиция, натюрморт, портрет, и ребята могут изучать и этот материал. Именно так, сопоставляя собственное миропонимание с миропониманием учителя, юный творец формирует свой индивидуальный стиль. А у нашей школы искусств как раз есть возможность позволить ученикам поработать и в разных направлениях, и в разных техниках. Благо, что преподавательский состав нашего отделения выше всяких похвал.

– Есть что-то особенное в вашей методике?

– Важным элементом является следующий: каждая новая тема или новый этап в обучении обязательно предваряется мастер-классом. К примеру, я демонстрирую процедуру составления или технику нанесения определенного типа краски – ученики следят за действиями рук, фиксируют технические приемы. Затем показываю специально отобранные для урока иллюстрации, на которых произведения выполнены в аналогичном стиле. И только потом следует лекция-урок. Такой подход, когда до погружения в теорию ребенок видит, как именно работает его учитель, очень быстро приносит положительный эффект: глазки загораются, в них просыпается жажда творить!

Необходимый этап – экспозиция в  школьном выставочном зале, где мы ежемесячно меняем выставки. Через демонстрацию творческих работ ребенок рассказывает зрителю о своих близких (портреты пап и мам – это целый пласт на начальном периоде обучения), о любви к Родине и гордости за предков. Когда преподаватель поощряет дела любви и справедливости, рождаются настоящие шедевры. Традиционные выставки проходят и в городском музее – это тоже продолжение воспитательного и обучающего процесса.

 В нашей программе есть очень интересный предмет – «цветоведение». Он раскрывает аспект воздействия цвета на психологию человека: как может определенный цвет диктовать «свою волю». Розовый цвет умиротворяет, красный – активизирует, зеленый – успокаивает. Так, ребенок осваивает глубинные основы искусства, которые помогают ему и в общеобразовательной школе, и на занятиях хореографией, музицированием, пением. Ведь многие наши воспитанники успешны сразу на нескольких отделениях ДШИ.

– Как складываются их судьбы?

– Многие окончили ведущие вузы, кто-то выбрал профессии, которым начали обучаться именно в нашей школе. Есть и лауреаты международных конкурсов, и победители городских и областных состязаний, которые для нас и милей, и дороже любых заморских номинаций. В День памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии в нашем городе прошел конкурс уличной живописи «Любовь никогда не перестает». Пашнин Антоний, наш ученик, занял первое место. Сусанна Гринь, Карина Мухамедьярова, Дарья Зиновьева – дипломанты всероссийских конкурсов. В том году Татьяна Тимофеева стала лауреатом областного фестиваля «Искорка надежды». Огромное значение в деле воспитания художника имеет навык поддерживать пламя творческой активности, как это свойственно замечательным педагогам – это Роза  Кавыевна Закирова, Светлана Сергеевна Калинина, Мария Александровна Плеханова.

– Преподаватели раскрывают ребенку глаза на истинно-прекрасное, прививают нежные сердца вакциной любви. Но и родители могут внести в творческую жизнь ребенка свою искорку!

– Безусловно, многое зависит от умения родителей отслеживать задатки детского творчества. Родители должны быть что называется «на подхвате», участвовать в жизни школы: посещать выставки, школьные концерты, экскурсии. Вовлечение всей семьи в творческие шаги ребенка – это ли не чудо…

Современные дети очень подвижны, сложно добиться от них особенной усидчивости и решительного трудолюбия. А без этих качеств может оказаться безрезультатным даже ярко выраженный врожденный талант. Есть такая тенденция: ученики, которые пришли звездочками, не всегда вырастают в мастеров, потому что им не дается труд над собой. Без усердия сверходаренность рассеивается. И наоборот, если ученик постепенно накапливает в себе художественный опыт, не ленится сотый раз скрупулезно вырисовывать контур эскиза – то он постепенно так сильно влюбляется в искусство, что уже в юные годы определяется выбор профессии: он – художник.

 (Продолжение. Начало в № 10, 11)

На фото «Дети войны», Ирина Балабанова, 14 лет.

Поделиться:

Наверх