Top.Mail.Ru
АРХИВ
09.12.2011
Владимир СИНЕНКО: «ХОЧУ ДАРИТЬ ДОБРО И РАДОСТЬ, А ИНАЧЕ НЕЛЬЗЯ»

22 ноября исполнилось 50 лет известному приморскому композитору Владимиру Синенко – автору более 100 песен, заслуженному деятелю Всероссийского музыкального общества, преподавателю хорового отделения Владивостокского музыкального училища, музыкальному руководителю Драматического театра Тихоокеанского флота.

Музыкой Владимир Синенко начал заниматься с десяти лет: сначала в детской хоровой студии «До-Ре-Ми», затем во Владивостокском музыкальном училище и Дальневосточном педагогическом институте искусств на кафедре хорового дирижирования. С 1987 года по настоящее время композитор работает во Владивостокском музыкальном училище, с 2010-го руководит образцовым хором «Мальчиши» ДШИ № 6 Владивостока.

В 1998 году В.Синенко был награжден премией губернатора Приморского края за заслуги в области искусства. В 2004-м - удостоен государственной стипендии президента РФ. Годом ранее стал лауреатом международного конкурса-фестиваля «Музыкальная радуга» в Волгограде.

Песни Владимира Синенко давно полюбились не только приморской детворе. Их с удовольствием поют детские хоровые коллективы Читы и Благовещенска, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска и Южно-Сахалинска, Кемерово и Ялты, Подмосковья, Москвы и Санкт-Петербурга, Украины и Белоруссии. «Музыка Владимира Синенко подкупает своей искренностью, доступностью и выразительностью музыкального языка. Это добрая музыка, а другую писать для детей и нельзя», - считает вице-президент Детской академии музыки при Союзе композиторов России А.Д. Басилов. С творчеством Владимира Синенко можно познакомиться через репертуарные сборники «Музыка в школе» и некоторые другие издания, предназначенные для школьных преподавателей. А к 50-летию выпущен целый авторский диск под названием «Страна Фантазия».

Свой юбилей Владимир Синенко встречал, как и подобает артисту, - на сцене, в кругу друзей и коллег: хормейстеров, детских хоровых коллективов, артистов драматического театра Тихоокеанского флота. Это был юбилейный концерт, названный автором «Двадцать лет спустя…». С вопроса о том, что же произошло 20 лет назад, началась наша беседа с композитором.

- Владимир Иванович, о каком событии в вашей жизни напоминало название вашего юбилейного вечера?

- В апреле 1991 года на сцене Владивостокского музыкального училища состоялся мой первый авторский концерт. Он назывался «Всюду с нами музыка!», как и первый сборник моих песен, появившийся тогда же. С этого времени я веду отсчет своей концертной деятельности.

- Расскажите, когда и как родилась ваша первая песня?

- Мне было 20 лет, я учился на 4 курсе Владивостокского музыкального училища. Наш преподаватель аранжировки Альбина Моисеевна Толстова дала задание сочинить песню для хора. В каком-то детском журнале я нашел бойкие стихи Юлиана Тувима и написал к ним музыку. Так родилась моя первая песня для детей «Все для всех».

- Значит, благодаря учителю вы и стали сочинять музыку? А профессию хорового дирижера выбрали тоже под влиянием учителя?

- Да. Мне повезло, что у меня были такие учителя, как Ольга Васильевна Гук и Ольга Константиновна Киселева в хоровой студии «До-Ре-Ми». А еще с нами работал Борис Григорьевич Кожевников – кстати, внешне поразительно похожий на Петра Ильича Чайковского, чей бюст стоял на фортепиано в его классе: мы, мальчишки, ежедневно лицезрели это сходство. Борис Григорьевич был замечательным преподавателем.

Я с благодарностью вспоминаю всех своих учителей. Им я посвятил песню на стихи Андрея Дементьева «Не смейте забывать учителей!».

- Все эти годы главным жанром в вашем творчестве по-прежнему остается детская песня?

- Пожалуй, да. Хотя последние 15 лет я много работаю в театре, пишу музыку к спектаклям. Но песен, конечно, больше. На сегодняшний день издано уже восемь сборников моих песен и один сборник романсов.

- Как вы пишете песни?

- Обычно начинаю с выбора стихов. Я очень придирчив к слову, и найти то, что нужно, бывает совсем непросто. Стихи для детской песни должны быть не только понятными, они должны отражать окружающий мир детскими глазами - широко открытыми, удивленно-восторженными и пытливыми. Есть много прекрасных поэтов, которые видят мир именно так и могут передать это видение в слове. Я очень люблю поэзию Михаила Садовского, Петра Синявского, Михаила Пляцковского, Марка Лисянского, Анатолия Эстрина. Несколько песен я написал на стихи Светланы Плахутиной, Нины Исаковой, Виктории Понуриной, Светланы Серовой, Максима Малинского, Юрия Богачева и Савелия Уриха. А поэзия Вадима Семернина вдохновила меня на создание романса «Осень».

- Насколько востребована исполнителями ваша вокальная лирика?

- Мне приятно, что преподаватель Дальневосточной государственной академии искусств Наталья Подпоринова, выступая на международном конкурсе вокалистов в Таллинне, в качестве произведения современного композитора включила в программу мой романс «Мне с вами хорошо» на стихи Ии Пермяковой.

- Как протекает ваша работа в театре.

- Я работаю музыкальным руководителем Драматического театра Тихоокеанского флота с 1996 года и думаю, что мое давнее уже знакомство с главным режиссером этого театра Станиславом Мальцевым не было случайным. Я с детства люблю театр! Еще когда учился в общеобразовательной школе, играл в спектаклях школьного кукольного театра – кстати, это были роли всяких злодеев и кощеев. А поскольку умел к тому же играть на аккордеоне, то придумывал к ним и музыкальное сопровождение.

За 15 лет работы в драмтеатре я написал музыку к 20 спектаклям. Помню их все, но особенно эти, например: «Сказка про Ивана, его братьев и старого беса», «Сад», «Двенадцатая ночь», «Василиса Прекрасная», «Огни Парижа», «Город без любви», «Страсти по Журдену», «Кошкин дом», «Чморик», «Чествование», «Наша школа». Наш театр участвовал в нескольких фестивалях: «Молодые театры России» в Омске и в «Звездной маске» в Москве. Наш «Чморик» стал лауреатом третьей степени (после МХТ и театра «Мастерская Петра Фоменко»!) на «Золотом Витязе». А недавно узнал, что «Кошкин Дом» с моей музыкой поставили ребята из ДШИ г.Артема: они показали сказку на конкурсе, получили первое место и теперь собираются везти этот спектакль на театральный фестиваль в Испанию. В краевом Театре молодежи уже третий год идет сказка «Все будет хорошо!», музыку к которой я написал в 2008 году. А не так давно ко мне обратился главный режиссер Городского драматического театра г.Уссурийска с просьбой написать музыку к сказке «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Так что география театральных постановок с моей музыкой постепенно расширяется.

- Для звукового оформления спектаклей обычно делают фонограммы. А приходилось ли вам выходить на сцену в качестве «живого исполнителя»?

- Не раз. В пьесе Г.Горина «Прощай, конферансье…» есть роль Аккомпаниатора, которую я играю. Для этого мне пришлось взять в руки аккордеон, на котором я не играл лет 30 - с тех самых пор, как закончил студию. Моя постоянная роль в нашем театре – роль Пианиста в спектакле «Квадратура круга» по В. Катаеву. За 15 лет, что этот спектакль существует, в нем сменились все исполнители, кроме меня. И еще два спектакля в театре идут под аккомпанемент рояля – это пьеса Л.Евгеньева «Мой божество, моя кумир…» и «Сашка» А.Кондратьева.

- В репертуаре драматического театра Тихоокеанского флота есть два музыкальных спектакля для школьников, которые появились только благодаря вам. Вы создали их из своей музыки и на сцене играете самого себя. Как родилась такая идея?

- Идея родилась из моей давней несбывшейся мечты стать артистом и из самой жизни. Точнее, из моих многочисленных встреч с учениками общеобразовательных школ. Я придумывал для них разные истории с музыкой, которых накопилось довольно много. Вот я и подумал, а не объединить ли эти истории сюжетом? Так появился детский музыкальный спектакль «Полон музыкой весь свет!», где я играю роли Автора и Воспитателя. А еще через два года я написал продолжение этой истории - музыкальный спектакль для школьников «Наша школа». Там у меня тоже две роли – Автора и Директора школы. Вживаться в образ директора было не очень сложно, ведь я несколько лет был директором музыкальной школы при Владивостокском музыкальном училище. Мои друзья-артисты намекают, что на этом не стоит останавливаться - надо бы написать трилогию и третью часть назвать «Наш универ».

- Вы один из инициаторов и организаторов хорового фестиваля памяти Г.А. Струве во Владивостоке. Вы были знакомы с Георгием Александровичем?

- Мне посчастливилось встретиться со Струве в 1999 году на научно-практической конференции к 95-летию со дня рождения Д.Кабалевского. Я считаю эту встречу одним из самых важных событий в моей жизни. Уже через несколько минут первого общения Струве пригласил меня на мастер-класс в свою хоровую студию «Пионерия», где и произошло наше настоящее знакомство. Георгий Александрович предложил мне показать свою любимую песню. И я грянул во всю мощь свою «Страну Фантазию». Песня понравилась и Струве, и хормейстерам, присутствовавшим на мастер-классе. Я был счастлив! С тех пор, если я приезжал в Москву, то всегда в первую очередь стремился попасть в «Пионерию». Приглашал маэстро в гости к нам, во Владивосток и был безмерно счастлив, когда Георгий Александрович нашел возможность приехать.

Когда не стало этого великого мастера, я решил, что память о нем должна жить. Так родилась идея фестиваля хоровой музыки памяти Струве «Вечное детство» (как называется одна из его песен). В следующем году Георгию Струве исполнилось бы 80 лет, и в год юбилея мы проведем уже пятый фестиваль.

- Владимир, нет ли у вас желания попробовать себя в новых жанрах?

- Давно мечтаю закончить сборник фортепианных пьес для детей. Начало уже положено - написано несколько пьес. Можно включить в этот сборник и музыку из театральных спектаклей: например, «Польку» из сказки «Кошкин дом» и «Вальс» из «Золушки». Я уже и название для сборника придумал – «Однажды в сказочном лесу». Но все не хватает времени, чтобы закончить начатое. А еще очень хочется написать кантату для хора. Пока только подступаюсь к этому замыслу. Недавно написал для детского хора «Stabat Mater» на латинском языке (одну часть): мечтаю продолжить и написать крупное хоровое сочинение. Самое трудное – найти собственную интонацию прочтения текста.

- Что бы вы хотели сегодня сохранить в себе и своей музыке из того, что было 20 лет назад?

- Мне бы хотелось сохранить и с годами не утратить искренность, простоту, молодость и требовательность к себе. Чтобы моя музыка по-прежнему дарила людям добро и радость. А иначе нельзя.

Поделиться:

Наверх