Top.Mail.Ru
АРХИВ
29.11.2013
О ЖИВЫХ ЛЕГЕНДАХ И ЮНЫХ ДАРОВАНИЯХ

Большое впечатление на нижегородскую публику произвел концерт Всероссийского юношеского симфонического оркестра, созданного в рамках проекта «Культурная Олимпиада 2010–2014». Оркестр выступил под руководством своего основателя и главного дирижера Юрия Башмета.

Дебютные концерты оркестра прошли в ноябре 2012 г. в Сочи, а уже весной 2013-го начались дополнительные прослушивания на места тех, кому пришлось покинуть коллектив. В итоге оркестр составили 80 талантливых исполнителей, представляющих самые разные регионы нашей страны, и Ю. Башмет начал подготовку к гастрольному туру по трем городам: Нижний Новгород – Екатеринбург – Пермь. Задача не из легких – в кратчайшие сроки сделать из музыкантов, выступающих в основном сольно, коллектив высокого класса, в репертуар которого вошли такие известные и сложные сочинения, как Пятая симфония Л. Бетховена, увертюра к опере «Сорока-воровка» Д. Россини, Романс для альта с оркестром и Первый скрипичный концерт М. Бруха.

На вопрос, чем обусловлен выбор таких хрестоматийных произведений, как Пятая симфония или «Сорока-воровка», на пресс-конференции перед концертом в Нижнем Новгороде Ю. Башмет ответил, что хочет представить собственную интерпретацию уже известных сочинений. По словам маэстро, его цель – «заставить старую программу зазвучать по-новому». Для этого дирижер пользовался исключительно уртексом и проштудировал все доступные издания, сравнивая штрихи, нюансы и динамику.

Ю. Башмет также поделился некоторыми забавными фактами, касающимися подготовки к туру. Оказалось, что на первых репетициях при подаче дирижером ауфтакта музыканты тут же начинали извлекать звуки, не дождавшись нужного жеста: некоторым участникам еще ни разу в жизни не предоставлялось случая играть в оркестре. Как выяснилось, юношеский оркестр стал не только базой для творческого роста, но еще и местом, где исполняются сокровенные желания. Так, например, 16-летняя флейтистка Александра Зверева (Екатеринбург) мечтала о мастере-классе ирландского флейтиста Джеймса Гэлвэя. В рамках проекта «Культурная Олимпиада» это стало возможным, и после занятий Д. Гэлвэй даже пригласил ее на свой следующий мастер-класс, который пройдет в Швейцарии.

Для молодых дарований (и слушателей концертов) был подготовлен сюрприз – участие в турне итальянского дирижера и кларнетиста Клаудио Ванделли, а также мэтра отечественной скрипичной школы Виктора Третьякова. (В. Третьяков, как всегда, продемонстрировал мастерство владения инструментом: здесь был и драйв, и техника, а матовый и спектрально-насыщенный тембр скрипки отразил всю полноту чувств).

Едва появившись на сцене, оркестр сразу приобрел поклонников среди публики: юные музыканты выглядели необыкновенно трогательно. Одной из необычных находок оказались разноцветные платья и костюмы музыкантов, в отличие от привычных черно-белых тонов классического оркестра. Можно предположить, что подобная идея подчеркивала замысел маэстро Башмета показать разноплановость коллектива и представить каждого участника в качестве самостоятельной личности.

Очень порадовал Россини, открывший выступление оркестра. Тут ребята показали высокий уровень коллективной игры, справившись со всеми соло и унисонами. Кульминацией концерта, несомненно, стала Пятая симфония Бетховена: она была сыграна на едином дыхании и воспринималась как монолит, несмотря на всю техническую сложность и множество подводных камней, касающихся замысла и основной идеи сочинения. Группа духовых показала себя очень достойно: чистому звуку солирующих валторн в побочной партии первой части могли бы позавидовать даже мэтры признанных оркестров. Стоит отметить молодого ударника Даниила Беликова (студента РАМ им. Гнесиных), исполнившего на литаврах все соло симфонии. Что касается новой трактовки, о которой говорилось перед выступлением оркестра, думается, Башмету это и впрямь удалось. Дирижер привнес в музыку Бетховена дыхание и легкость: подвижные темпы, свободные рубато, широчайший диапазон динамических оттенков. Так, например, первая тема второй части, в привычном представлении весьма медленная, получилась воздушной и грациозной. Да и вся симфония в целом вышла не массивно-торжественной, как это часто бывает, а камерной, прозрачной и стройной.

К досадной неудаче можно отнести лишь Романс Бруха, прозвучавший скомкано и неэмоционально: в нем не хватило чувственного порыва, свойственной музыке этого автора. Возможно, юные оркестранты, привыкшие к дирижерской палочке Башмета, на сей раз выступившего в качестве солиста, растерялись под натиском новой для них манеры Ванделли. Все эти «нюансы» можно списать на неопытность молодого коллектива, а также на усталость музыкантов, ведь в Нижний Новгород они попали буквально с корабля на бал: накануне состоялась премьера программы в Большом зале Московской консерватории. К счастью, у оркестра впереди далеко идущие планы: репетиции, мастер-классы и множество концертов, в том числе – выступление на открытии Олимпиады в Сочи.

Поделиться:

Наверх