АРХИВ
31.05.2017
ВИЗИТ СЕВЕРНЫХ СОСЕДЕЙ
В Большом зале Петербургской филармонии выступил симфонический оркестр финского города Лахти под управлением Дмитрия Слободенюка. Вечер стал событием в череде мероприятий, посвященных 100-летию независимости Финляндии, а также свидетельством необыкновенно высокого уровня развития ее музыкальной культуры.

Насчитывающий примерно сотню тысяч жителей Лахти входит в топ самых экологичных городов мира, имеет прекрасный концертный зал, где каждый год устраивается фестиваль, и собственный симфонический оркестр, основанный еще в 1910-м. Двадцать лет, с 1988 по 2008 год, им руководил финн Осмо Вянска, выведший коллектив на мировой уровень и сделавший его практически эталонным интерпретатором музыки Яна Сибелиуса. С программами из сочинений своего национального гения оркестр с успехом выступает в разных частях света, включая Азию и Америку. Во главе оркестра Лахти стояли также Юкка-Пекка Сарасте и Окко Каму, а с начала этого сезона главным дирижером стал Дмитрий Слободенюк, музыкант с российскими корнями, с 1991 года проживающий в Финляндии и получивший там профессиональное образование.

В Северной столице гости из Лахти представили сочинения Сибелиуса и Рахманинова. Концерт открыла симфоническая поэма Сибелиуса «Дочь Похьолы», которую сам автор впервые исполнил в том же Большом зале Петербургской филармонии с оркестром Мариинского театра чуть больше ста лет назад. С первых же звуков стало ясно, что на сцене не просто хороший оркестр, но коллектив, обладающий собственным фирменным звучанием: превосходный баланс между разными группами, мягкие, почти безвибратные струнные прекрасно сочетались с прозрачными и чуть «холодными» духовыми. Сдержанность и даже некоторая эмоциональная закрытость вообще характерна для скандинавских оркестров, в данном случае это сочеталось с поразительной легкостью, упругостью и подчеркнутой неспешностью. Все обозначенные Сибелиусом в его поэме сюжетные мотивы (любовная драма певца Вяйнямёйнена, тщетно пытавшегося добиться расположения прекрасной дочери Лоухи, колдуньи северной страны Похьелы) были отчетливо проакцентированы дирижером, подчеркнувшим в партитуре и жужжание веретена, и топот коня, и шорох удаляющихся саней.

Последовавший затем Третий фортепианный концерт Рахманинова также был интерпретирован больше в эпическом ключе. Вот только диалог с солистом Александром Лубянцевым получился специфическим: слегка небрежная, смазанная по штрихам игра пианиста контрастировала с бархатной глубиной и ясностью оркестрового саунда, словно эстрадного певца с его специфическим тембром поставили петь в оперу. Медленная средняя часть стала самой удачной в интерпретации, а вот в финале, увы, железной выдержки солисту не хватило, притом что оркестр старался бережно выстраивать общую гармонию.

Второе отделение было полностью отдано музыке Сибелиуса. Прозвучала его Первая симфония, созданная в самом конце позапрошлого века, которой многие критики пытались приписать программу из «Калевалы». Композитор был против подобных трактовок и настаивал на абстрактной «чистоте» своей музыки. Однако сама жанровая природа архаичных попевок, наполняющих музыкальную ткань, естественно вызывала ассоциации со всевозможными эпическими фольклорными картинами. Отчетливо обозначающий все разделы формы и искусно управляющий звуковыми потоками Дмитрий Слободенюк, казалось, передает в звуке прохладный звенящий воздух финских лесов и озер. Начиная с открывающего симфонию изумительного по красоте соло кларнета, оркестр сразу уловил необходимый настрой, и слушателю только оставалось отдаться потоку волшебных звуков, наполняющих филармонический зал.

В заключение концерта в качестве фирменного биса оркестр сыграл малоизвестное у нас сочинение Сибелиуса для струнных «Портрет графини». В этой небольшой, без малого четырехминутной вещи, сыгранной с должным благородством и чистотой, слышались созданные спустя 40 лет «Метаморфозы» Штрауса, с непрерывным перетеканием мелодических линий и струящимся неземным светом.

Фото предоставлено пресс-службой Петербургской филармонии

Поделиться:

Наверх