В историческом центре Петербурга на фасаде дома номер семь по площади Островского установлена памятная доска, скромно отмечающая дату рождения коллектива, имя которого сегодня известно всему миру. Здесь 20 марта 1888 года состоялось первое выступление Кружка любителей игры на балалайках, основанного выдающимся русским музыкантом и общественным деятелем Василием Васильевичем Андреевым.
130 лет назад потомственный дворянин Василий Андреев совершил революцию в русской и мировой музыкальной культуре, впервые обратив внимание на колоссальные художественные возможности, сокрытые в простых формах русской балалайки. Его идея была проста: каждый музыкальный инструмент выпестован породившим его народом и является неотъемлемой частью национальной культуры, а потому заслуживает внимания и поддержки. Как говорил сам Андреев, в «соединении балалайки и фрака», в преображении народного любительского творчества в национальное профессиональное искусство через совершенствование инструментов, создание исполнительской и композиторской школ должна выражаться эта поддержка.
Увлечённый исследователь русских национальных музыкальных инструментов, талантливый музыкант и гениальный менеджер объединил вокруг себя целую команду единомышленников. Он обращался за помощью к музыкальным мастерам, композиторам, исполнителям, ученым, художникам, писателям и практически всегда встречал большую поддержку. Его дело горячо приветствовали Петр Чайковский и Лев Толстой, Федор Шаляпин и Михаил Врубель, Николай Римский-Корсаков и император Александр III. «Новый элемент в музыке» – так восторженно оценили дело Андреева во Французской академии искусств, куда он был принят почетным членом в 1892 году, после пяти месяцев триумфальных концертов «Кружка балалаечников» в Париже, Гавре, Шербуре, Руане, Трувиле и других городах Франции.
Изучая историю музыкального быта русского народа, Андреев обнаружил множество замечательных инструментов, большая часть которых встречалась редко или вообще была забыта к концу XIX века. Совместно с композитором и инструментоведом Николаем Фоминым была проведена большая работа, результатом которой в 1896 году стало преобразование Кружка любителей игры на балалайке в Великорусский оркестр. К балалайкам добавились усовершенствованные гусли и возрожденные древнерусские домры.
Обновленный коллектив покорил петербургскую публику богатством невиданных красок и особенным, по-русски проникновенным звучанием. В 1908–1912 годах последовали гастроли по странам Европы и Америки. Успех был оглушительным. Из многих городов, где проходили концерты Великорусского оркестра, в Россию летели письма с просьбами прислать домры и балалайки для организации местных коллективов. По сей день от Канады до Японии (без учета СНГ) насчитывается свыше ста русских оркестров, часть из которых ведет свое летоисчисление с тех самых гастролей.
«…Три струны!.. Всего только три струны и маленький треугольный инструмент! Но это наша гордость. Наша родная, национальная гордость…»
«Обозрение театров», 1909 г.
Распространение русских инструментов по миру добавляло не только престижа Родине, но также весомо пополняло государственную казну. Ежегодно Россия экспортировала домр и балалаек на несколько миллионов рублей. Тогда же впервые в истории Андреевым была организованна система профессионального обучения игре на музыкальных инструментах в войсках. В 1913 году высочайшим указом оркестру был присвоен статус императорского, а Андрееву лично пожаловано звание Солиста Его Величества.
«Я невероятно удивлен. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые Вы извлекаете из них, поразительны… Честь и хвала Вам, Василий Васильевич, Вы внесли в музыку новый своеобразный элемент».
А.Г. Рубинштейн
Став одним из символов России и Петербурга, оркестр Андреева разделил и все тяготы истории, выпавшие на долю народа в XX столетии. Большое внимание коллектив уделял музыкальному просветительству и пропаганде классического искусства. На фронтах Первой мировой и в заводских цехах музыканты исполняли не только высокохудожественные обработки знакомых с детства русских песен и плясок, но и симфонические полотна Бетховена, Чайковского, Брамса, Бородина.
Сегодня мало кто знает, что до Великой Отечественной войны в структуре Ленинградской филармонии состояли два всемирно известных оркестра: Заслуженный коллектив республики Ленинградский филармонический оркестр под управлением Евгения Мравинского и Государственный оркестр русских народных инструментов им. В.В. Андреева Ленинградской филармонии под управлением Эдуарда Грикурова (с 1936-го). Осенью сорок первого андреевцы не покинули осажденный город и до ноября продолжали давать концерты в стенах филармонии и на линии фронта. В первую блокадную зиму оркестр серьезно пострадал: многие музыканты были призваны на фронт, а некоторые не смогли пережить суровые условия блокады. Коллекция бесценных инструментов, партитур и архивы оркестра также были частично утрачены или эвакуированы. Только в марте 1942 года оркестр вернулся к работе и 11 апреля зазвучал в эфире Ленинградского радио.
Окончательно восстановленный только после войны, коллектив вскоре засиял новыми именами на афишах родного города и далеко за его пределами. В разное время за дирижерским пультом оркестра стояли Карл Элиасберг, Леопольд Стоковский (во время гастролей в СССР в 1958-м), Анатолий Александров, Георгий Дониях, Владимир Попов, с оркестром солировали Ирина Богачёва, Людмила Зыкина, Елена Образцова, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский и почти все солисты Мариинского театра.
Отличительной чертой Андреевского оркестра на протяжении его истории остается смелость в выборе репертуара. В оркестровой библиотеке, которая насчитывает свыше пяти тысяч партитур, можно встретить все: от романсов и инструментальных миниатюр до симфоний, балетов, опер и ораторий. Художественный руководитель и главный дирижер коллектива народный артист России Дмитрий Хохлов считает важным сохранение колоссального творческого наследия поколений музыкантов при непрерывном расширении репертуара. Со времени основания оркестр Андреева считается одним из флагманов развития отечественной музыкальной культуры – всегда готовый к эксперименту, к открытию новых музыкальных горизонтов.
В год своего юбилея коллектив представляет ряд крупных мировых премьер, в том числе поэторию Виктора Плешака «Страсти по революции» для хора, солистов, чтеца и русского оркестра. Это многочастное сочинение написано композитором к столетию Октябрьской революции и основано на поэтических свидетельствах ее современников – Александра Блока, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой и других. В это же время оркестр готовится возродить постановку двухактного балета Владимира Бояшова «Сказка о рыбаке и рыбке», созданного специально для коллектива в 2005 году.
Статус первого в России и мире профессионального оркестра национальных инструментов – это не только большая честь, но и не меньшая ответственность. В настоящее время коллектив уделяет большое внимание изучению и сохранению наследия Василия Андреева, его сподвижников и последователей, популяризации национального профессионального искусства, общественному просветительству в России и за рубежом, развитию международного сотрудничества в сфере музыкального искусства. В конце 2017 года в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума оркестр имени Андреева принимал съезд Союза национальных профессиональных творческих коллективов, объединивший старейшие и крупнейшие организации в области национального искусства народов России – Государственный академический русский народный хор им. Пятницкого, Государственный академический Кубанский казачий хор, Государственный академический заслуженный ансамбль танца Дагестана «Лезгинка» и многие другие.
Традиционным направлением международной деятельности коллектива остается обмен опытом с ведущими национальными оркестрами множества стран Европы и Азии, большинство которых были созданы по образцу Великорусского оркестра Андреева. Уже традиционным стал концертный проект Андреевского оркестра «Россия и Китай: играем вместе», в рамках которого исполнители на национальных инструментах двух стран имеют возможность выступать на лучших сценах Санкт-Петербурга, Москвы, Пекина, Шанхая, Гуанчжоу и других городов.
Несмотря на солидный возраст, столь заметный на мировом музыкальном олимпе коллектив, по стечению обстоятельств, до сих пор не обзавелся постоянной пропиской в родном городе и вынужден арендовать помещения для репетиционной и концертной деятельности. Однако музыканты не оставляют надежды на общественную поддержку и скорейшее благополучное разрешение этой ситуации.
«Имя Андреева, как русский национальный гимн: услышав его, каждый русский должен встать!», – сказал однажды композитор Валерий Гаврилин. Свое 130-летие Государственный академический русский оркестр им. Василия Андреева готовится встретить новыми интересными проектами, продолжая радовать поклонников русского искусства.
Поделиться: