«Женитьба Фигаренко» на либретто Михаила Казовского и Федора Филиппова была написана в конце 1980-х, на излете советской эпохи, когда наша общественная жизнь начала стремительно видоизменяться под воздействием перестроечных веяний. Опера создавалась для Театра Покровского, в котором прошли в свое время премьеры двух других опер Таривердиева – «Ожидание» и «Граф Калиостро», но по каким-то причинам постановка тогда не состоялась. Теперь, через почти тридцать лет, за нее взялся «Геликон». С «Фигаренко» они почти ровесники (театр создан в 1990-м), и эстетика и дух времени, воплощенный в опере, думается, близки и памятны основателю театра Дмитрию Бертману. Мировая премьера была подготовлена в ГИТИСе, на нынешнем выпускном курсе режиссера; он счел эксперимент удачным, и спектакль решили показывать в Белоколонном зале театра, дав студентам, самые голосистые из которых наверняка вольются вскоре в труппу «Геликона», возможность сделать полноценный оперный спектакль с профессиональным оркестром.
Фарсовость, гротескность, буффонность – ключевые идеи произведения. За сюжетную основу взята бессмертная комедия Бомарше, но действие перенесено в эпоху перестройки. В силу этого основные линии получили неожиданные преломления, а герои – феерически забавные имена, поскольку оригинальные французские преобразованы в отечественные. Николай Фигаренко – парикмахер, желающий открыть собственное дело, Варвара Сюзонова – как и полагается, его невеста, помогающая ему в предпринимательской инициативе начинающего кооператора. Чинящий им препятствия «вельможа локального розлива» и одновременно пытающийся ухлестывать за Варварой – заместитель председателя горисполкома Евграф Альмавивов, а его сановная супруга – Розалия Трофимовна Альмавивова, крутящая роман с журналистом Керубиновым.
Двухактная опера достаточно продолжительна: в ней много сюжетных линий, запутанных комбинаций, хитрых ходов. Лирические сцены (хотя и в комическом преломлении, а частенько и в гротескном плане) ожидаемо получились у композитора яркими, даже проникновенными, а вот собственно фарсовая стихия – не столь захватывающая: кажется, талант Таривердиева был меньше настроен на эту волну. Впрочем, сам он считал свою последнюю оперу лучшей: теперь, наконец увидев свет рампы, она начала «самостоятельное плавание», и время и театральная практика покажут справедливость этого суждения.
Постановку осуществила Галина Тимакова. Действие получилось живым, динамичным, хотя, кажется, не всегда мотивированным в деталях. Сценография и в особенности костюмы Сергея Егорова погружают в воспоминания тридцатилетней давности. Например, дефиле клиенток парикмахерской – молодых длинноногих красавиц в джинсе с немыслимыми начесами на голове – отсылает к кадрам знаменитого перестроечного фильма «Интердевочка» Петра Тодоровского. Замашки той эпохи – немножко бандитские, но еще не страшные, не криминальные – с доброй улыбкой отражены в пластическом решении образов Екатериной Мышляновой.
Молодежь актерствует с воодушевлением, чувствуется, что материалом они заражены по-настоящему, и энергия молодости не может не захватывать публику. Давид Посулихин (Фигаренко), Елизавета Нарсия (Сюзонова), Дзамболат Дулаев (Альмавивов), Александра Гладышева (Альмавивова), Михаил Мышлянов (Керубинов), Андрей Макаров (Бартолович) составляют уверенный ансамбль, что в комической опере весьма важно, хотя несколько смущает не всегда четкая дикция. Превосходную поддержку вокалистам обеспечивает оркестр театра под управлением Валерия Кирьянова.
Фото Ирины Шымчак
Поделиться: