О первом в мире синтезаторе – знаменитом советском АНСе – знают, кажется, все музыканты-профессионалы. И все же напомним еще раз.
Во-первых, потому что этот инструмент имеет самое прямое отношение к двум юбилеям нынешнего года – 140-летию со дня рождения Александра Скрябина и 100-летию Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки. А во-вторых, синтезатор, появившийся более полувека тому назад, - отнюдь не выпавшая из сегодняшнего контекста архаика. Он успешно работает и по-прежнему востребован композиторами, невзирая на все новые возможности современных электронных музыкальных инструментов.
АНС, названный в честь Александра Николаевича Скрябина, – самый первый фотоэлектронный синтезатор звуков. Машина, позволяющая композитору «рисовать» свои произведения, творить, минуя нотную запись, - детище Евгения Александровича Мурзина (1914 – 1970). Более четверти века потратил выдающийся русский ученый на то, чтобы в 1958 году создать инструмент, благодаря которому впервые в истории музыки стало возможным свести воедино три процесса: сочинение, запись сочиненного и исполнение.
Действие синтезатора АНС сложно и хитроумно. В нем горят лампы, вращаются узорчатые стеклянные диски, мечутся, преломляясь в призмах, световые лучи. Сидя за пультом, композитор склоняется над листом стекла, покрытым слоем темной краски, - это своеобразная «бумага» для записи «самозвучащих нот». Их наносят резцом, снимая в определенных местах краску и образуя, таким образом, прозрачные линии. Рисунок на стеклянной партитуре и служит «самозвучащими нотами». Он задает машине программу работы, какие звуки и в каком порядке следует воспроизвести. Чтобы прослушать нарисованную звуковую картину, достаточно прокрутить ручной привод до того момента, пока стекло с прозрачным узором плавно не въедет в широкую темную щель читающего устройства. Там и происходит чудесное перевоплощение «гравюры» в музыку. Линии рождают звуки, звуки сменяют друг друга, машина поет. А композитор превращается в дирижера: управляя рычажками и педалями, он замедляет или ускоряет звуковое движение, увеличивает или уменьшает громкость. Поистине огромные возможности таит в себе этот инструмент, ведь в октаве АНСа – 72 градации, целая сокровищница звуков.
Е.А. Мурзин посвятил свое изобретение Скрябину. В этом году весь музыкальный мир отмечает 140-летие со дня рождения творца «Поэмы экстаза» и «Прометея», особенно горячо ратовавшего за расширение музыкального строя, искавшего звучания, более богатые и разнообразные, чем способен дать традиционный симфонический оркестр. Синтезатор АНС по праву можно назвать одним из практических воплощений мечты Скрябина. Вначале синтезатор был установлен в мемориальной квартире композитора, затем перешел в ведение Московского университета, еще два года находился в Московской консерватории, а с 2007-го хранится во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры им. М.И. Глинки – попросту говоря, в Музее музыкальной культуры, отмечающем в этом году свое столетие.
В юбилейном сезоне музей предлагает новую программу «Музыка космоса», посвященную, в частности, истории современных синтезаторов и их «прародителям»: это терменвокс (1919), вариафон (1934) и, конечно, фотоэлектронный синтезатор АНС (причем посетителям предлагается придумать, «нарисовать», а потом услышать собственную музыку). В программе принимает участие известный московский композитор и радиоинженер, Станислав Крейчи, чье творчество уже более четырех десятилетий неразрывно связано с АНСом. Первой работой С.Крейчи на этом синтезаторе стала музыка к фильму «В космос» - ее он написал совместно с Эдуардом Артемьевым. Сегодня С.Крейчи активно работает в театре, кино и на телевидении. Следует особо выделить его музыку к кукольному спектаклю «Огонь надежды», созданному по мотивам картин Пикассо, а также музыку к слайд-шоу «Рапсодия Роршаха» по мотивам П.К. Хеника, создателя световых картин с использованием солнечного луча. Самый необычный проект С.Крейчи – исполнение на АНСе репродукций картин Павла Филонова (о чем «Играем с начала» писала в октябрьском номере за 2006 год).
- Станислав Антонович, с чего начался ваш интерес к синтезатору АНС?
- Еще во время службы в армии, куда я попал после третьего курса Института связи, я прочитал в журналах «Техника молодежи» и «Знание и сила» статьи, посвященные АНСу. Они меня очень заинтересовали, и я понял, что моя дальнейшая жизнь будет связана с этим синтезатором. Поэтому, когда я вернулся из армии, то сразу же отправился к Евгению Александровичу Мурзину. Мы с ним долго беседовали, после чего он взял меня к себе в лабораторию. Как я узнал тогда же, Д.Д. Шостакович написал письмо в Министерство культуры СССР, где было сказано, что изобретение синтезатора АНС необходимо «продвигать». В результате выделили средства на создание лаборатории, где за три года и был собран синтезатор. Я работал инженером и раз в неделю, с разрешения Мурзина, сочинял музыку на АНСе. Как-то Евгений Александрович услышал мою пьесу и разрешил мне приходить заниматься три раза в неделю.
В начале 1960-х годов на АНСе стали работать еще два композитора – Эдуард Артемьев и Александр Немтин. С последним мы очень подружились, и он стал серьезно заниматься со мной композицией, полифонией и оркестровкой. Дважды в неделю я ездил к нему на уроки. Александр Павлович давал мне задания на дом, которые я не всегда успевал выполнить, и тогда он меня ругал и советовал заниматься по ночам, если в течение дня я не успеваю что-то сделать.
- В 1966 году на базе синтезатора АНС была открыта Экспериментальная студия электронной музыки. В ней наряду с вами, Артемьевым и Немтиным стали работать Шнитке, Денисов, Губайдулина, Калош, Мартынов, Булошкин…
- Да, и директором этой студии также стал Евгений Мурзин, продолживший работу по совершенствованию синтеза звука и изучению слухового восприятия микротоновых интервалов.
Каждый из названных композиторов, работая в студии, написал свое произведение, каждому из них я ассистировал, помогая и записывать, и монтировать. Альфред Шнитке написал пьесу «Поток», избрав форму канона. Его темой стала последовательность натуральных интервалов – от первого обертона до шестнадцатого. Постепенное наслоение голосов канона приводит к кульминации, а затем к постепенному успокоению.
София Губайдулина написала пьесу «Vivente – non vivente» («Живое - неживое»). Это одночастное сочинение, в основу которого положена идея контакта «живого» звучания и «неживого», то есть произведенного с помощью синтезатора АНС. Противопоставления «живого» и «неживого» даны в самых различных материалах. Звучания колокольные и хоровые, человеческий голос, смех, слезы, дыхание имеют, по мнению композитора, как бы двойственное происхождение – искусственное и естественное - и претерпевают превращения из одного состояния в другое.
Эдисон Денисов написал «Пение птиц» для магнитофонной ленты и подготовленного фортепиано. Вся пьеса построена на пении птиц, звуков леса, а также некоторых электронных звучаний. Электронный материал использован крайне деликатно: только некоторые красочные пятна и кластеры. Партия солиста записана графически, символами, которым соответствуют разные способы звукоизвлечения на струнах и клавишах фортепиано.
Эдуард Артемьев написал пьесы «Мозаика» и «Двенадцать взглядов на мир звука». В двухчастном сочинении «Мозаика» первая часть – это коллаж тембров, образов, ощущений, спонтанно флуктуирующих из некоего начального гармоние-тембра – хаоса. Во второй части эти лейттембры экспонируются как бы сквозь призму сна, это заторможенное воспоминание о них, и, как всякое воспоминание, оно несколько искажает первоисточник. Произведение «Двенадцать взглядов на мир звука» представляет собой вариации на один тембр – темир-комуза, киргизского варгана. Общая концепция вариаций – путь от цельного тембра к его различным спектральным блокам вплоть до отдельных обертонов, из которых создаются новые рекомбинации и далее переходят к полному синтезу первоначального тембра.
Электронная музыка, записанная на АНСе, известна нашим зрителям по многим кинофильмам, в их числе «Солярис», «Зеркало», «Сибириада» и другие. И в настоящее время АНС продолжает звучать в кино и театральных постановках, в сочинениях таких, например, композиторов, как Владимир Комаров, Анатолий Киселев, Анатолий Васильев. А это означает, что интерес к первому синтезатору не иссяк и продолжает жизнь этого очень необычного по своим выразительным возможностям инструмента.
Поделиться: