Вроде бы фестиваль ориентирован на учащихся московских ДМШ и ДШИ, желающих проявить себя в фортепианном и камерно-инструментальном исполнительстве, однако в списке лауреатов предыдущих лет обнаруживаются ключевые фигуры нынешней отечественной действительности, такие как пианисты Андрей Гугнин и Алексей Кудряшов, кларнетист Артур Назиуллин, скрипач Артем Наумов и многие другие. Столь высоко поднятая планка, по свидетельству жюри под председательством народного артиста России Тиграна Алиханова, сохранила свое положение и в 2016 году. Искусство молодых пианистов оценивали О.Е. Мечетина, В.А. Салахидинова, Е.А. Фишер, О.Ч. Мусорин; выступления в номинации «Камерно-инструментальное исполнительство» слушали Г.С. Ширинская, И.Б. Менькова, И.И. Гаврыш, Е.А. Петров. Многие отмечали особенную творческую зрелость участников, продемонстрировавших свое мастерство на примере музыки Людвига ван Бетховена и его близких современников – Гайдна, Моцарта, Шуберта, Мендельсона…
Знаковым новшеством стала уникальная в своем роде, во всяком случае для фестивалей подобного масштаба, номинация «Олимпиада по музыкальной литературе». Наряду с исполнителями на этот раз в ней смогли принять участие и будущие музыковеды, журналисты, а возможно, и композиторы, проявившие талант и интерес в классах музыкальной литературы.
К организации олимпиады «Знаете ли Вы Бетховена?» устроители фестиваля отнеслись предусмотрительно, с должной долей креатива. Учащимся 6–7-х классов ДМШ и ДШИ, следовательно, освоившим мир зарубежной музыкальной литературы, – предстояло показать себя в командных состязаниях. Вопросы касались буквально всего – биографии, эволюции творческого стиля, всех жанровых и эстетических направлений творчества. Жюри, и в этой номинации состоявшее из признанных мастеров своего дела под председательством профессора Московской консерватории Л.Е. Слуцкой: С.Р. Леденевой, М.А. Липатовой, Н.К. Розеншильд, А.С. Цодоковой, – многосторонне подошло к оценке выступления команд из шести школ-участниц. Помимо проверки кругозора (для участия необходимо было знать детали жизни и творчества великого Бетховена несколько шире, чем это освещено в школьном курсе музыкальной литературы), внимание уделялось культуре речи и построения ответа, творческому подходу к выполнению заданий, органичности взаимодействия игроков внутри команды и, наконец, проникновению в ту, практически невыразимую словами, тайну «классицистского духа», определяющую в конечном итоге музыкальный стиль и образ эпохи.
Награждая победившие команды, жюри отметило не только их коллективные заслуги, но и некоторые ценные качества отдельных участников состязания. Среди дипломов за эрудицию, артистизм особенно выделялась награда «За бетховенскую волю к победе», доставшаяся учащемуся музыкальной школы им. Гнесиных. Командным состязанием олимпиада не ограничилась, проявить свои познания можно было и в знакомой многим форме презентации или пятиминутного видеосюжета; был также и ряд аудио-визуальных композиций, многие из которых получили высокую оценку. «В присланных работах было очень много искренности. А это особенно приятно, когда видишь, что дети писали сами», – резюмировала Л.Е. Слуцкая. Вручая дипломы, она обратила особое внимание на команду ДМШ им. Бетховена, по праву занявшую первое место. По ее мнению, наряду с безупречной подготовкой ребята продемонстрировали высочайшую степень активности, готовы были ответить на любой вопрос и дополнить высказывание, за что и получили свое олимпийское «золото».
Награждение лауреатов фестиваля прошло 17 декабря в Рахманиновском зале МГК им. П.И. Чайковского. И время, и место проведения церемонии были выбраны неслучайно: именно в Рахманиновском зале в 2000 году прошло открытие первых «Дней Бетховена в Москве», а в 1770-м, именно 17 декабря, состоялось крещение Людвига ван Бетховена в церкви св. Ремигия в Бонне. После того как все участники фестиваля были награждены, начался заключительный концерт лауреатов.
Открывала программу концерта бетховенская сюита из шести экоссезов op. 83 в исполнении совсем еще юной Валерии Базыкиной. С прекрасным чувством стиля и ироничности бетховенской танцевальной музыки предстал этот маленький, но удивительно живописный шедевр великого классика – самоотверженно, словно маленький кораблик в бушующие морские волны, бросалась в глубокие октавные басы экоссеза-рефрена ученица МГОДШИ «Кусково» и ДМШ им. Шостаковича. После миниатюрного «музыкального момента» настала очередь гордости классицизма – крупных, но при этом очень стройных, ясных форм. Ученица ДМШ им. Танеева Лия Копылова исполнила финал 17-го концерта Моцарта, со всей силой устремленности проводя свою партию к светлой, праздничной финальной победе. Концерт получился жизнерадостным, приподнятым и легким, а некоторые непредвиденные сюрпризы, встретившиеся юной пианистке на нелегком пути солирования в моцартовской партитуре, нисколько не омрачали его, напротив, придавая элемент живости и игры музыке, которой он, безусловно, необходим.
Свет и праздник концерта Моцарта сменился страстным романтическим порывом этюда Мендельсона, который весьма одухотворенно сыграла ученица ДМШ им. Моцарта Мария Кударева, и снова во главе угла была именно музыка, а не техника или спортивная выучка. Тонкие в нюансах переливы мендельсоновской фактуры сменились ясными, полнозвучными вариациями Бетховена на тему Сальери. Живая и чистосердечная интерпретация цикла Екатериной Агафоновой – ученицей ДМШ им. Балакирева – особенно подчеркнула настроение и образ следовавших за вариациями багателей из op. 119. Анастасия Довгань (ДМШ МГКМИ им. Шопена) представила публике уже совсем другого Бетховена: по-филосовски сдержанного, немногословного, гораздо более насыщенного серьезными музыкальными идеями.
Заключение концерта сложилось в своеобразный сонатный цикл: вслед за блестящей, концертной и соответствующим образом исполненной первой частью Седьмой сонаты Бетховена (играла ученица ДМШ им. Танеева Баба Кирико) следовали две заключительные части скрипичной сонаты фа минор Мендельсона, которую вдохновенно представили победители в номинации «Камерно-инструментальное исполнительство» – учащиеся ЦМШ Алексей Стычкин (скрипка) и Мария Захарова (фортепиано).
Судя по реакции зала, этот небольшой, но прекрасно составленный концерт оставил у всех самые приятные впечатления. Это не случайно: буквально каждое выступление, с одной стороны, было «на своем месте», с другой стороны, – отличалось яркостью, особенностью, не одной, а целым рядом своих «изюминок». Было очень приятно услышать детей, играющих классику не просто на хорошем, крепком уровне молодого музыканта-ученика, а на уровне взрослого, сложившегося музыканта. Более того, многие исполнения оттого и принимались публикой с таким воодушевлением, что были сыграны открыто и с такой искренностью, которую может продемонстрировать на сцене далеко не каждый профессиональный музыкант.
На фото ДМШ им. Н.Н. Калинина (Москва)
Поделиться: