Под таким девизом во Владивостокском музыкальном училище прошел VII региональный конкурс по музыкальной литературе среди учащихся ДШИ и ДМШ.
По сложившейся традиции конкурсы по сольфеджио и музыкальной литературе разделены и проводятся по каждому предмету отдельно один раз в два года. В нынешнем году, судя по количеству участников¸ интерес к конкурсу значительно возрос. Расширилась и его география: во Владивосток съехались ребята не только из Приморского края, но и из Амурской области.
Подвести итоги конкурса наш корреспондент Елена Пионтковская попросила заведующую теоретическим отделением Владивостокского музыкального училища, председателя жюри конкурса Марину Григорьевну Тюрину.
Подвести итоги конкурса наш корреспондент Елена Пионтковская попросила заведующую теоретическим отделением Владивостокского музыкального училища, председателя жюри конкурса Марину Григорьевну Тюрину.
- Марина Григорьевна, в этом году конкурс по музыкальной литературе привлек около сорока участников и впервые вышел за рамки краевого, получив статус регионального. Чем вы объясните его возросшую популярность?
- Думаю, что интерес, проявленный преподавателями и учащимися к этому конкурсу, является отражением тех позитивных изменений, которые происходят в образовании в сфере культуры в Дальневосточном федеральном округе. Растет число педагогов, которые находятся в творческом поиске новых форм и методов преподавания музыкальной литературы. Наш конкурс продемонстрировал результативность их работы и в качественном, и в количественном отношении.
- На мой взгляд, одна из причин повышенного интереса к конкурсу кроется в том, что были пересмотрены конкурсные требования. Если раньше учащийся, например, 6-го класса писал викторину, то в нее входили практически все произведения, изучаемые в курсе музыкальной литературы с 4-го по 6-й класс. Это около двухсот музыкальных тем! Коллоквиум требовал помимо учебной литературы обязательного знакомства с дополнительной и включал вопросы по стилю, эпохе, биографии композитора и истории создания произведений. Такой конкурс больше напоминал экзамен по музыкальной литературе.
- Действительно, в этом году мы пересмотрели конкурсные требования и решили провести такой конкурс, который ребята запомнили бы не как трудный экзамен, а как праздник знаний. Конкурсные требования были составлены в соответствии с учебной программой по классам.
- Расскажите подробнее о конкурсных заданиях.
- Поскольку это конкурс по музыкальной литературе, то знание музыки остается одним из главных требований. Участникам конкурса мы предложили разные виды викторин, в которых они могли бы продемонстрировать свое знание музыки: письменная, зрительная и видео- викторина. Среди конкурсных заданий были задания на внутренний слух и зрительную память. В этом году мы отказались от коллоквиума и заменили его выступлением с устным докладом на одну из тем: «Композиторы – детям», «Природа в музыке», «Сказка в музыке» и свободная тема. Было предложено две формы: традиционный доклад под девизом «Традиции – наша сила» и доклад-презентация с использованием мультимедиа технологий под девизом «Вперед! К инновациям!» Кроме того, мы планировали провести соревнования между участниками в каждой из четырех групп с целью дать возможность ребятам проявить эрудицию в знании музыкальных жанров и истории создания произведений. Однако из-за несвоевременной подачи заявок некоторыми конкурсантами и возникших в связи с этим организационных проблем соревнование пришлось отменить.
- Интересно, о чем говорили ребята в докладах на свободную тему?
- Доклады на свободную тему показали, сколь разнообразны интересы наших детей в сфере музыки. Их интересует и история, и современность. Об этом красноречиво говорят названия докладов: «Вечно живая музыка И.С. Баха» и «“Иисус Христос – суперзвезда” - первая рок-опера», «Неистовый Антон» (А.Г. Рубинштейн) и «Творческий портрет французского композитора Тьерсе». Ребята рассказывают об инструментах, на которых играют: «Флейта в истории английской музыки» и «История альта».
- Жюри конкурса пришлось выслушать почти сорок докладов. По каким критериям они оценивались?
- Выступление с устным докладом строго регламентировано по времени: 7-8 минут, не более. Поэтому оценивалось умение выстроить доклад и изложить его содержание в строго отведенное время. Раскрыть тему и показать глубокое знание материала за несколько минут - согласитесь, задача не из легких. Оценивая выступление, мы учитывали и степень владения материалом – кто-то пользовался текстом или конспектом, а кто-то говорил легко и свободно, не заглядывая в «шпаргалку». Приятно отметить, что все выступавшие не только говорили о музыке, но и исполняли ее сами или привлекали своих одноклассников и учащихся школы. Ребята играли на фортепиано соло, ансамблем в четыре руки, а также на альте, флейте, трубе, гитаре, домре, синтезаторе и на ударных инструментах. Некоторые выходили на сцену в концертных костюмах, которые специально привезли с собой на конкурс. А это красноречиво свидетельствует о том, что дети любят музыку и с удовольствием выступают перед слушателями.
- Как вы оцениваете подготовку учащихся к конкурсу по музыкальной литературе в этом году?
- Учащиеся школ вместе со своими преподавателями проделали огромную работу. Мы поощрили всех - и детей, и преподавателей - грамотами за участие, а лауреатам вручили подарки. Многие ребята показали высокие результаты. Поэтому у нас получилось большое количество лауреатов – 19 человек во всех четырех группах. Все они заслуживают похвалы. Но я бы хотела назвать имена победителей и особо отметить работу преподавателей, готовивших этих детей к конкурсу. Это Лапшина Надежда (педагог - Л.И. Мирошникова, ДШИ № 3, Владивосток), Голланд Элина (заслуженный работник культуры РФ Е.Ф. Пионтковская, ДШИ № 1 им. С.Прокофьева, Владивосток), Балакаева Юлия (И.И. Лукичева, ГДХШ, Находка), Мельникова Анастасия (И.А. Чуприна, ДШИ № 4, Находка). Не могу не сказать и о Елене Парфеновой, занявшей второе место и отмеченной специальной грамотой «За лучшее устное выступление» (педагог - заслуженный работник культуры РФ Н.Э. Макарова, ДМШ № 2, Владивосток).
- С какой целью Владивостокское музыкальное училище проводит конкурсы по музыкальной литературе?
- Конкурсы всегда нацелены на выявление одаренных детей. И наш конкурс не является исключением. Мы хотим дать возможность участникам проявить свои творческие способности, вызвать глубокий интерес к занятиям музыкой. Может быть, кто-то из них задумается над своей будущей профессией и решит связать ее с искусством. И не обязательно поступать только на теоретическое отделение. В музыкальном училище есть немало исполнительских специальностей, куда могут пойти учиться сегодняшние лауреаты. Среди студентов училища немало таких, кто поступал к нам после конкурсов по музыкально-теоретическим дисциплинам. Кроме того, конкурс является мощным стимулом для творческого роста и ребят, и преподавателей. Стремление к самосовершенствованию является гарантией профессионализма в любом виде деятельности.
Участники конкурса, конечно же, обратили внимание на то, что все виды заданий они выполняли с помощью современной техники. Кабинеты оснащены ноутбуками, компьютерами и т.д. Техническое оснащение учебного процесса всей необходимой аппаратурой – всецело заслуга директора Владивостокского музыкального училища Владимира Алексеевича Перекреста.
- Каким вам представляется будущее конкурса по музыкальной литературе?
- Региональный конкурс показал, что путь внедрения мультимедиа технологий является перспективным. Будущее конкурса я связываю с дальнейшим развитием инновационных технологий, поиском новых, увлекательных форм и, безусловно, с сохранением той атмосферы праздника знаний, которая была главным достижением нынешнего конкурса по музыкальной литературе.
- Спасибо, Марина Григорьевна, за интервью.
Поделиться: