Учрежденный Министерством культуры Саратовской области Саратовский областной учебно-методический центр (преемник созданного здесь еще в 1974 году Областного методического кабинета по учебным заведениям) заинтересовал нашу газету тем, что активно и очень ответственно включился в решение сложного вопроса о родительской плате за обучение детей в школах искусств. Это тема стала главной в беседе нашего корреспондента с директором центра Н.Г. Пономаревой.
- Наталья Григорьевна, как решается вопрос родительской оплаты в учреждениях дополнительного образования Саратовской области?
- Сегодня по-разному. Наш центр видит оптимальным лишь один вариант, однако людям надо предоставить право сознательного выбора. Мы начали с того, что собрали всех руководителей образовательных учреждений дополнительного образования детей на конференцию, и значительную часть времени посвятили теме родительской оплаты. Предложили три пути решения этой проблемы. Первый – попечительские советы. Второй – добровольные пожертвования. Третий – это вариант, при котором родительская оплата остается как частичное покрытие расходов на обучение в детских школах искусств. Детально разобрали каждый вариант, обозначили все возможные подводные камни и предложили нашим коллегам принять решение совместно с учредителями на своих территориях.
На наш взгляд, наиболее оптимален путь создания попечительских советов. С юридической точки зрения он наиболее продуман и, безусловно, находится в правовом поле. Но хочу подчеркнуть, что попечительский совет – это не только источник дополнительных доходов для школы, но и орган самоуправления, способный осуществлять государственно-общественное управление школой.
Почему этот орган сейчас необходим? Потому что сегодня школа должна стоять на более высоком уровне. А чтобы она могла вступить в процесс инноваций, ей нужно иметь внутри себя такие структуры, которые бы, с одной стороны, стимулировали ее к движению вперед, а с другой стороны, давали общественную оценку инновациям, как, впрочем, любым инициативам и начинаниям школы. Если мы посмотрим на школы, получившие гранты Национального проекта «Образование» , то увидим, что одним из критериев отбора было наличие органа самоуправления, в том числе и попечительского совета. Поэтому мы ориентировали наши образовательные учреждения именно на это направление. Хотя, повторю, не все выбрали только его.
- Правильно ли я понимаю, что попечительский совет это орган, который, прежде всего, помогает школе находить деньги?
- Я бы так не сказала и не рассматриваю попечительский совет как легализацию родительских средств. Ш кола в такой ситуации проигрывает, ибо такая целевая установка сужает поле деятельности совета настолько, что они становятся сначала формальными объединениями, а потом перестает быть интересным как для школы, так и для родителей . Я считаю, что участниками образовательного процесса являются и дети, и преподаватели, и родители. А попечительский совет – это один из вариантов социального партнерства, который влияет и на развитие школы, и на образовательную политику, как внешнюю, так и внутреннюю.
- Из кого создается попечительский совет?
- Попечительский совет
- Хотелось бы, все же, уточнить вопрос оплаты: собирает попечительский совет деньги с родителей или нет? Или где-то «на стороне» находит их для школы?
- Все зависит от того, как организовать работу попечительского совета. Конечно, он в первую очередь ориентируется на средства, вложенные родителями. Но если сделать попечительский совет рабочим, то есть таким, который может еще и самостоятельно работать, то его задачей станет привлечение дополнительных средств извне. Это средства благотворителей, социально-активного бизнеса . Проще всего создать попечительский совет, который будет действовать только внутри школы, - собирать с родителей какие-то деньги и на них обеспечивать жизнедеятельность учреждения, но мы предлагаем создавать попечительские советы достаточно открытые, которые не формально, а фактически могли бы вместе с руководством школы влиять на ее развитие.
- Сколько школ уже создали такие попечительские советы?
- Немногие. Но работа в этом направлении продолжается. Процесс ведь очень непростой. Можно к нему подойти формально: быстренько создать совет, он станет собирать средства, и ничего в школах не изменится. Это самый легкий путь. Но то, о чем говорю я, означает, что средства поступают на расчетный счет школы, вот что важно, и расходуются в соответствии со сметой доходов и расходов , утвержденной директором школы и согласованной с попечительским советом. В таком случае административно-хозяйственная деятельность руководства школы становится открытой, прозрачной и понятной для всех.
- Процесс создания попечительских советов идет по всей области?
- Где как. У нас есть два крупных муниципальных района, которые все-таки оставили пока родительскую оплату как частичную компенсацию расходов. В остальных пока идет подготовка нормативно-правовой базы для создания либо попечительских советов, либо родительских комитетов .
Хочу обратиться к истории попечительства в России.
До революции страна имела богатейший опыт попечительства особенно в области образования. Первые попечительские советы в России создаются в 1860 году. 1905 году – родительские комитеты.
Почетными попечителями в дореволюционной России чаще всего были богатые представители дворянства, включая царскую семью, и зажиточные купцы. Купцы-меценаты имели также серьезный экономический и социальный стимул для участия в работе попечительского совета: получение дворянских званий, льгот и возможность обучения своих детей в дворянских учебных заведениях. Сегодня в России складывается мощный средний класс, который реально мог бы поддерживать образовательные учреждения. Хоты слово «пожертвование» в наш менталитет вписывается с трудом, его скорее хочется заменить словом более современным. Но есть нормативные документы, которые трактуют благотворительный вклад именно как добровольное пожертвование.
- Какие примерно суммы взимаются с родителей?
- Сегодня все школы области остались на тех суммах, которые были ранее узаконены как родительская оплата (от 50 до 200 рублей). Немногие повысили ее, но это те школы, где сами родители инициировали увеличение добровольных взносов.
Хочу особо заметить, что некоторые из руководителей (я ранее работала в школе и очень хорошо знаю эту систему) боятся инициировать добровольные акции, боятся работать с родителями. На самом же деле, когда родители видят открытость действий руководителя, видят, что школа и педагогический коллектив работают на то, чтобы создать максимально хорошие условия для обучения детей, когда дети получают качественные знания, то они очень отзывчивы. Они приходят с открытой душой и сердцем и помогают школе, как могут, внося нередко более значительную лепту.
- Как сегодня в большинстве своем материально существуют школы Саратовской области?
- В большинстве случаев они существуют за счет имеющегося бюджета, и он лишь минимально обеспечивает необходимую жизнедеятельность школ. Кроме того, впервые в этом году в Саратовской области в рамках областной целевой программы «Развития культуры» было выделено более 17 миллионов рублей в помощь детским школам искусств. Эти средства пошли на модернизацию материально-технической базы: ремонты, приобретение музыкальных инструментов и другого оборудования. Мы надеемся, что эта акция не будет единичной. В 2008 году школам тоже будут выделены субсидии из областного бюджета. Практика показала, что школа в современных условиях может финансироваться не только из муниципального и областного бюджетов, но и из федерального . Буквально на днях мы будем получать средства из федерального бюджета – из резервного фонда президента РФ – на приобретение музыкальных инструментов для наших школ. Это, в основном, сельские школы, которые очень нуждаются в обновлении музыкального инструментария. Сумма гранта – более 2 мл.руб. Я думаю, если вот таким образом будет идти финансирование на развитие учреждений дополнительного образования детей, постепенно они смогут улучшить свою материально-техническую базу. Ведь для них пока именно это является самой острой проблемой.
- Наталья Григорьевна, есть ли острые проблемы у вашего учебно-методического центра, каковы стратегические направления его работы?
Приоритетным направлением деятельности центра является организация системы
Обучение человека, его профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации – неотъемлемая составная часть жизни любого специалиста. Креативность и интеллект становятся важнейшими критериями профессиональной компетентности, что в свою очередь, приводит к постоянному росту требований к образовательному уровню.
Ориентированность только на традиционные формы повышения квалификации уходит в прошлое. Сейчас актуально применение разнообразных активных форм, гибкого образования, реализуемого в тренингах, проектных семинарах, внутрикорпоративном обучении.
Сегодня одной из задач центра является мобильное и адекватное реагирование на происходящие изменения на рынке образовательных услуг.
Сейчас самое важное - это помочь специалистам учреждений культуры области получить и обновить знания в сфере профессиональной деятельности с тем, чтобы стать конкурентоспособными. Наши специалисты должны обладать таким комплексом знаний, умений и навыков, чтобы чувствовать себя уверенно в нынешних условиях.
- Что конкретно предпринимает Саратовский областной учебно-методический центр?
- В последние годы в России наблюдается быстрый рост потребности в повышении квалификации и переподготовки кадров.
Если брать статистику по Саратовской области, то за последние три года прошли обучение на курсах повышения квалификации и тематических семинарах более 3,5 тысяч специалистов отрасли культуры.
Позитивные сдвиги наметились благодаря тому, что созданная в области
В рамках реализации программы Центр имеет возможность приглашать для проведения семинаров и мастер-классов преподавателей высших учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Тамбова, Волгограда, Перми и других городов России.
В настоящее время на
В рамках данной программы проводятся мероприятия по улучшению качества образования и его обновлению.
Сейчас нам важно сделать акцент на внедрение новых информационных технологий. Наша отрасль очень академична, даже где-то консервативна. Дело не в том, чтобы организовать компьютерные курсы. Научить человека быть пользователем персонального компьютера достаточно просто и уже не так актуально, как прежде. Можно быть активным пользователем и при этом не усовершенствовать процесс на своем рабочем месте, не использовать, например, Интернет как источник информации и коммуникаций.
Мы составляем программы с учетом возможностей использования таких технологий в деятельности различных специалистов.
К решению задачи мы подходим комплексно. У нас хорошо налажена совместная работа по разработке учебных программ с крупными библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры , где есть компьютерное обеспечение и высококвалифицированные специалисты . Вместе с работниками этих организаций мы создаем оптимальные обучающие программы, полезные для учреждений в муниципальных районах.
Освоение новых информационных технологий, совершенствование методического и программного обеспечения, поэтапное внедрение современных методов проектирования и управления процессом непрерывного профессионального образования – это то, чем мы намерены особенно активно заниматься .
Поделиться: