Открывала сезон премьера «Кармен» в постановке молодого режиссера, победителя «Нано-оперы» Дмитрия Белянушкина, затем театр представил новую версию оперы Загира Исмагилова «Салават Юлаев», а под занавес угостил публику по российским меркам раритетом – «Искателями жемчуга». Солидный темп для оперного дома – не во всяком театре так успешно и плодотворно работают!
Как известно, все творения Жоржа Бизе находятся в тени его главной и последней оперы – «Кармен», однако в «портфолио» композитора есть и другие шедевры, быть может, не такие очевидные, а быть может, так, увы, и не распробованные публикой. Среди безусловных удач мастера – ориентальная опера «Искатели жемчуга», которая нет-нет да и появляется на мировых сценах. В России в последние годы она неоднократно звучала в концертном исполнении, а ее сценические версии делали «Новая опера», «Санктъ-Петербургъ-опера» и Татарский театр им. Джалиля.
На уфимской сцене опера смотрится весьма органично, ведь она – это европейский взгляд на Восток, и где как не в столице Башкирии, «восточной» республики Европейской части России, рассказывать историю отважных ловцов жемчуга? Прекрасную музыку Бизе, возвышенную и страстную одновременно, уфимская публика обязательно полюбит – малоизвестная опера должна надолго задержаться в репертуаре театра. Этому способствует то, что поставили оперу «для людей», а не для горстки интеллектуалов, – здесь все, как задумывали композитор и либреттист.
Режиссер Павел Сорокин, также лауреат «Нано-оперы», безусловно, мог бы предложить затейливую концепцию (его «Пиковая дама» в Ростове – яркое тому подтверждение), но он не стал этого делать, разумно полагая, что прежде чем предлагать слишком уж оригинальный взгляд на произведение, неплохо бы для начала просто познакомить с ним публику. Поэтому мы видим на сцене живописную Индию, с буддами и лунной ночью, красочные этнографические костюмы, девушек в сари, страстные пляски жилистых, натянутых как струна ловцов (хореограф Алексей Ищук), соратников Надира и Зурги. За визуальную красоту отвечал маститый художник Эрнст Гейдебрехт, а волшебный, воздушный свет в спектакле сделала мастер своего дела Ирина Вторникова.
Красота, последовательная верность музыкальной мысли композитора – вот отличительные черты уфимской премьеры. Оттого в этом спектакле все на своем месте – трепетная Лейла и романтичный Надир, мужественный Зурга и неумолимый Нурабад. Предельно ясная история – история любви, противостояния религиозным предрассудкам, трагедия подавления личности жестко иерархическим маленьким сообществом. И все это – под пленительные мелодии, каждая из которых – подлинная жемчужина. Яркие ансамбли, мощные хоры, выразительная оркестровка – настоящий подарок зрителю.
В Уфе сумели очень достойно представить прихотливую партитуру: самых искренних восторгов заслуживает оркестр театра под управлением главного дирижера Артема Макарова за стильное и безукоризненное исполнение. Не менее хорош хор, радовавший чистотой и стройностью, умением выдавать и мощные децибелы, и нежные переливы на тончайших оттенках (хормейстер Александр Алексеев).
Но, конечно, в центре – четыре солиста. Феерической Лейлой предстала звонкоголосая Эльвира Фатыхова – чистый звук, отточенная фразировка, владение всей палитрой нюансов отличают уфимскую примадонну. Естественная игра, элегантность сделали ее Лейлу исключительно достоверной и привлекательной. Ильгам Валиев достойно справился с труднейшей партией Надира, продемонстрировав и яркий голос в кульминациях, и тончайшие меланхолические пианиссимо в знаменитом романсе и дуэтах. Дуэт лирической пары получился гармоничным и убедительным, и хотя певцы – опытные мастера, из зала этого совершенно не было видно: на сцене проживали свою любовь юные романтические создания. Твердый, как камень, мощный баритон Артура Каипкулова был убедителен в партии порывистого, честного, противоречивого в своих поступках Зурги. Картину вокального благополучия довершил бас Айгиз Гизатуллин (Нурабад).
На фото – А. Ищук и И. Вторникова в окружении труппы после премьеры
Фото предоставлено пресс-службой театра
Поделиться: