Top.Mail.Ru
АРХИВ
15.02.2012
Раиса ИЛЮХИНА: «БЫТЬ МУЗЫКАНТОМ ЭТО БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ!»

Имя заслуженной артистки РФ, профессора, заведующей кафедрой специального фортепиано Дальневосточной государственной академии искусств Раисы Евгеньевны Илюхиной хорошо известно в Приморье и на Дальнем Востоке. Ее приглашают выступить с концертами и провести мастер-классы музыкальные учебные заведения Приморского и Хабаровского края, Амурской и Читинской областей, о.Сахалина. Такая востребованность объясняется тем, что на протяжении вот уже более 40 лет Раиса Евгеньевна занимается обучением пианистов на всех ступенях образовательной системы «школа – училище – вуз». Своим ученикам Р.Е. Илюхина дает не только профессиональное образование - она учит их быть счастливыми.

…Так сложилась моя жизнь, что преподавать в музыкальной школе я начала, будучи еще студенткой Орловского музыкального училища. Опыт работы в среднем звене приобрела, работая в Царицынском музыкальном училище в Коломне. Вела там и специальность, и фортепианный ансамбль, и камерный класс. И когда после окончания ГМПИ им. Гнесиных в 1975 году приехала во Владивосток, за плечами у меня уже был некоторый опыт работы. Это очень помогло мне в дальнейшем.

В 1992 году директор владивостокской ДШИ № 1 им. С.Прокофьева заслуженный артист РФ С.И. Арбуз пригласил меня консультантом в экспериментальную группу одаренных детей, которая была создана на базе лучшей школы города, и я согласилась. Мне всегда было интересно работать с одаренными детьми. Я уверена, что главная задача в работе с такими ребятами это не «натаскивание» их к выступлению на конкурсе, а разностороннее развитие их творческих возможностей, без чего я не мыслю воспитания настоящего музыканта. Надо развивать в детях творческое начало, надо как можно раньше знакомить их с основами импровизации, гармонии и композиции - это пробуждает в них интерес к самовыражению через сочинение музыки, позволяет лучше понимать исполняемые произведения. Моя позиция находит понимание и поддержку со стороны руководства ДШИ №1 им. С.Прокофьева, где я второй год веду курс композиции. (Сочинение моей ученицы Анны Литвиновой - Вальс для струнного квартета - уже было исполнено на классном концерте в Дальневосточной академии искусств.)

Работать во Владивостокском музыкальном училище я стала ради своих учеников, поступивших туда после окончания школы. Важнейшей задачей этого этапа обучения я считаю фундаментальное профессиональное образование. В училище я работаю не только со своими выпускниками, но и с ребятами из других школ Приморского края. К сожалению, некоторые из них поступают без должной подготовки, что, конечно, не позволяет им в полной мере ощутить радость от преодоления трудностей, поверить в собственные силы. А это необходимо для воспитания настоящего музыканта-исполнителя так же, как умение самостоятельно работать и на практике применять полученные знания.

Задачу высшего музыкального образования я вижу в том, чтобы воспитать абсолютно самостоятельного музыканта. За время обучения студента в академии я должна выявить его индивидуальные качества и сформировать его как исполнителя, преподавателя или концертмейстера.

Я считаю систему музыкального образования, исторически сложившуюся в нашей стране, нашим национальным достоянием. Мне есть с чем сравнивать - я хорошо знакома с постановкой музыкального образования в Республике Корея и Китае. Там все иначе и нет такой системы. Те, кто хочет заниматься музыкой, берут частные уроки или занимаются в школьных кружках примерно до 17 лет. Музыкальное образование получают в университетах, где кроме специальных предметов изучают все предметы университетской программы. Для усиленных занятий музыкой у них просто не остается времени. Полноценным такое музыкальное образование не назовешь. И они сами это понимают, поэтому многие приезжают учиться в Россию. В настоящее время в нашем колледже и в академии искусств обучается немало студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В числе моих выпускников тоже есть представители Китая и Кореи. Среди них профессор Гао Вэй, член комитета по культуре в правительстве КНР. В Даляне и Харбине в педагогических университетах преподают профессора Цзи Кай, Ван Чань, Гао Юань и Пей Фей. В Южной Корее - в Пуссане и Сеуле - также работают мои выпускники Чжун Кен Сук и Юн Хи. Я стараюсь поддерживать связь с ними. Так, Гао Вэй приезжала в качестве члена жюри на международный конкурс «Музыкальный Владивосток» в 2010 году.

Говорят, об учителе судят по его ученикам. За годы работы в академии я выпустила около ста учеников. Лучшие из них продолжают то, что я всегда считала главным в музыкальной педагогике, – разностороннее развитие творческих способностей ребенка. Моя первая выпускница Ольга Баева, которая сейчас работает в музыкальной школе в Комсомольске-на-Амуре, стала моим настоящим соратником и единомышленником. Она разработала уникальную методику обучения детей с трехлетнего возраста и работает по ней уже не один год. Ольга добилась замечательных результатов! Ее воспитанники быстро овладевают нотной грамотой и в 4-5 лет играют уже довольно сложные произведения. Ее выпускники учатся в Московской, Санкт-Петербургской и Новосибирской консерваториях, среди них немало лауреатов программы «Новые имена».

Детской музыкальной педагогике посвятили свою жизнь и другие мои выпускники – Лариса Беседина, директор ДШИ № 97 Москвы; Светлана Филитович, Екатерина Суханова – они работают в музыкальных школах Приморского края. А вот Сергей Гайнутдинов преподает в колледже эстрадного и джазового искусства в Москве. Успешно работает в среднем звене профессионального музыкального образования и Елена Цай, преподаватель фортепиано Находкинского музыкального училища. Среди моих коллег на кафедре специального фортепиано Дальневосточной академии искусств - мои выпускницы Елена Пилипчук и Ольга Русакова. На кафедре камерного ансамбля работает Людмила Песня. Александр Солопов, закончивший Московскую консерваторию (класс профессора А.А. Мндоянца), тоже был моим учеником. Теперь он профессор Университета Макгилла в Канаде. Евгений Соловьев является солистом Приморской краевой филармонии. А Жанна Сбитнева совмещает карьеру солистки Курской филармонии с работой преподавателя в музыкальном колледже.

Я могу сказать о себе, что я счастливый человек, потому что всю жизнь занимаюсь любимым делом. Для меня музыка – больше, чем профессия. Она стала моей духовной сущностью.

Музыка вошла в мою жизнь с детства. Мне было пять лет, когда в доме появилось пианино. Сначала я долго к нему присматривалась. И когда осталась одна в комнате, то подошла и стала подбирать аккорды. Это была нехитрая последовательность из трех созвучий. Потом вошла бабушка, и я сыграла ей вальс, который только что сочинила. Даже помню, как я его назвала: «Это звезды танцуют». Я хотела стать композитором и поступала на историко-теоретико-композиторский факультет института им. Гнесиных. Отговорил меня от этого шага профессор РАМ им. Гнесиных Ю.В. Понизовкин - он знал меня еще по Орловскому музыкальному училищу, куратором которого являлся. Юрий Владимирович убедил меня переписать заявление и поступать на фортепианное отделение. Так я оказалась в его классе Ю.В. Понизовкина.

Гениальный педагог Юрий Владимирович Понизовкин до сих пор остается для меня идеалом, к которому надо стремиться. Он обладал уникальной памятью – фотографической, моцартовской. Ему достаточно было один раз взглянуть в ноты, чтобы их запомнить. Он знал наизусть все сонаты и концерты Моцарта и Бетховена, был энциклопедически образованным человеком! При этом никогда не навязывал своего мнения. Он говорил, что в искусстве нет абсолютных истин, поэтому готовых решений не давал. Всегда заставлял искать самостоятельный путь, и я ему очень благодарна за это. А еще Юрий Владимирович очень любил поэзию. Много знал наизусть, читал мне Мандельштама, Ахматову, о чем я помню до сих пор.

Поэтическое слово часто вызывало во мне желание воплотить его в музыке. Еще в юношеские годы я начала сочинять романсы и продолжаю до сих пор. Очень люблю поэзию Марины Цветаевой - я чувствую в ней родственную душу. Ее стихи обладают такой пронзительной искренностью и такой музыкальностью!.. Я счастлива, что теперь у меня появилась возможность слышать свои романсы. Их исполняет моя дочь Варвара Комаровская, студентка 4 курса вокального отделения колледжа им. Гнесиных. Мне приятно, что Варвара признана лучшей студенткой академии им. Гнесиных 2011 года (колледж ведь теперь является структурным подразделением академии), и 15 февраля на церемонии награждения она исполняла Концерт для голоса с оркестром Р.Глиэра.

…Мой незабвенный учитель Юрий Владимирович Понизовкин всегда говорил: «Ни одного дня, чтобы чему-нибудь не научиться!» Эти слова были его собственным жизненным и творческим кредо. Он многое умел: виртуозно владел инструментом, писал стихи, сочинял музыку, прекрасно импровизировал. И при этом все время совершенствовал себя, стремился к новому, неизведанному. Этому примеру и требованию своего учителя я стараюсь следовать до сих пор. Совершенствоваться – это значит неустанно работать над собой. Если не совершенствуешься - значит не развиваешься, не идешь вперед. Путей совершенствования много, нет лишь пределов. Я глубоко убеждена, что преподаватель должен обязательно выступать на сцене - в качестве солиста, ансамблиста или концертмейстера, но обязательно давать концерты, проводить тематические лекции-концерты - словом, делать все что можно, чтобы создавать вокруг себя атмосферу любви к музыке.

P.S.: В январе этого года в Приморской краевой филармонии состоялся концерт, на котором прозвучали новые произведения Р.Е. Илюхиной - романсы на стихи Марины Цветаевой. Это был уже пятый авторский концерт Раисы Евгеньевны во Владивостоке за период с 2000 по 2012 год. Кроме Владивостока она выступала в Находке, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Благовещенске и Амурске. И, конечно, мы услышим еще новую музыку этого талантливого человека и блистательного педагога!

Поделиться:

Наверх