Параллельно с обязательным для любого образовательного учреждения контролем за ежедневным учебным процессом школа активно работает в направлении повышения уровня и качества освоения образовательных программ. В основе этой работы – «Программа деятельности и развития ГШИ № 29». Она содержит 12 подпрограмм, каждая из которых включает комплекс мер, направленных на повышение интереса учащихся к процессу обучения. Результаты достигнуты стабильные и высокие: более 91% учащихся обучаются только на «4» и «5», каждый третий выпускник выбирает искусство своей профессией. Впечатляет и география побед учащихся в конкурсах всероссийского и международного уровня – 36 российских городов и 11 стран мира, включая Италию, Францию, Чехию и Болгарию. Ценным опытом реализации программы школа готова поделиться с нашими читателями. Наш собеседник – директор ГШИ № 29, заслуженный работник культуры РФ В.А. Артюшин.
– Валерий Анатольевич, почему именно в этом году решили принять участие в конкурсе лучших ДШИ России?
– Когда подводили итоги работы к юбилею школы, общались с коллегами. Поняли, что наш опыт интересен не только нам самим. Конкурс – это возможность и заявить о себе, и поделиться своими наработками со всеми, кого это может заинтересовать.
– Как работает Программа деятельности и развития?
– Программа – это система. И это не просто важно – необходимо. Только так мы можем грамотно вносить коррективы в любой процесс: проанализировав успешность работы на каждом этапе в конкретные отрезки времени. Участие в постоянных и новых школьных проектах повышает активность наших учеников в рамках образовательного процесса. Растет интерес к учебе – повышается уровень освоения учебного материала.
– Вы сказали о школьных проектах. Это часть программы?
– Конечно. Но новое – это именно часть. Многие подпрограммы расширяют традиционные подходы. Например, проект «Помощь городу» направлен на создание самых широких возможностей для выступлений на городских площадках. До 95% учащихся – постоянные участники выставок и концертов. «Мост» – подпрограмма активизации работы с родителями. «Профи» – подпрограмма системы повышения квалификации преподавателей: в итоге ее работы количество преподавателей и концертмейстеров с высшей квалификационной категорией к 2018 году достигло 61%, а общее количество педагогических сотрудников с первой и высшей квалификационной категорией – 77%. Это тоже очень важно – хорошо обучить может только профессионал.
Подпрограмма «Доска почета» формирует элемент соревновательности с помощью постоянного информирования о достижениях всех наших учащихся, в том числе и в регулярном информационно-аналитическом журнале «ГШИ: Главная Школьная Информация». С материалами журнала можно ознакомиться на нашем сайте http://art29.nios.ru/
– Какое из последних достижений учащихся вы бы отметили особо?
– Очередную золотую медаль молодежных Дельфийских игр России в Екатеринбурге, завоеванную Варварой Убель. Варя – ученица Ольги Васильевны Покусаевой, преподавателя эстрадного пения, заслуженного работника культуры и искусства Новосибирской области, дважды победителя общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств».
– Факт действительно замечательный, ведь учащиеся обычных школ дополнительного образования нечасто выступают и, тем более, побеждают в Дельфийских играх.
– Для нас это почти традиция. А «дельфийская» медаль прошлого года – уже восьмая.
– Есть у школы достижения, связанные с участием творческих коллективов?
– Это уникальный школьный проект – балет «Приключения Чиполлино», созданный нашими преподавателями: композитором И.В. Славкиной и хореографом-постановщиком О.А. Хандрыкиной. Исполнил балет образцовый хореографический коллектив «Стана чудес». По итогам 2017 года балет «Приключения Чиполлино» внесен в «Золотую книгу культуры Новосибирской области».
– Вы назвали только достижения учащихся хореографического отделения и обучающихся эстрадному пению.
– Одной из задач, поставленных в Программе деятельности и развития, было не только ускорение темпов развития всех отделений и специализаций школы, но и их выравнивание. И эту задачу мы успешно решаем.
«Чиполлино» – наша очередная, восьмая, театральная премьера. До балета было поставлено 7 мюзиклов. Спектакли ставятся в рамках подпрограммы «Я – артист!» и всегда высоко оцениваются жюри различных конкурсов. Каждая постановка объединяет учащихся и преподавателей разных отделений – вокалисты поют, юные художники создают декорации, учащиеся хореографического отделения украшают мюзиклы большими танцевальными сценами. Конечно, учащиеся художественного отделения не только делают декорации. Среди многих сотен их дипломов – победы в конкурсе им. Нади Рушевой, международных конкурсах во Франции и Испании.
– Мы поговорили о художниках, юных танцовщиках, вокалистах. А каковы главные достижения инструменталистов?
– Главные – в рамках подпрограммы «Проект, проект, проект», направленной на создание и информационную поддержку новых проектов. Скажу только о двух крупных гитарных проектах. Первый – это организованный преподавателями школы сводный детский гитарный оркестр Новосибирска, названный «Другой оркестр». Он уже стал участником нескольких крупных городских концертных проектов и лауреатом 5-ти конкурсов, в том числе лауреатом 1 степени выездного всероссийского конкурса инструментальной музыки «Гитарный Ренессанс» в Кургане.
Второй – летние гитарные смены, инициированные преподавателями школы и проводимые при поддержке департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска. Они проводятся в формате недельного «погружения» учащихся в гитарную музыку под руководством московских гитаристов – известного исполнителя, композитора, автора собственной гитарной школы Александра Виницкого и концертирующего исполнителя, лауреата всероссийских и международных конкурсов Романа Зорькина. Прошло уже четыре смены – в детских летних лагерях Новосибирской области и в горном Алтае.
– Какие из подпрограмм вы считаете самыми результативными?
– Прежде всего, это уже упомянутые подпрограммы «Я – артист» и «Проект, проект, проект». И, конечно, подпрограмму «Мастера культуры – детям», целью которой является организация «живого» общения с кумирами, крупными деятелями культуры Новосибирска и других городов России.
– Вы рассказали о многих ваших проектах-подпрограммах. Есть среди них совсем особенные?
– Есть две такие подпрограммы. Первая – «Мечта: обучаем взрослых». Школа от самых своих истоков занималась музыкальным образованием лиц старше 18 лет. И сейчас свои мечты – петь или играть – осуществляют больше 120 наших взрослых учащихся на отделении платных образовательных услуг. Вторая – «Благое дело». У нас многолетний успешный опыт работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.
– Как отнеслись в школе к победе в конкурсе «50 лучших детских школ искусств России»?
– Как можно отнестись к победе? Конечно, порадовались. Но ведь победа не главное. Главное – постоянная качественная, интересная работа на широком творческом и образовательном поле, приносящая удовлетворение от достигнутых результатов. Сейчас занимаемся проектом новой «Программы деятельности и развития на 2021-2025 годы», в котором обозначим новые направления совершенствования работы нашей школы. Думаю, учиться и работать в нашей школе будет еще интереснее.
На снимке: Детский балет «Приключения Чиполлино»
Поделиться: