«Жил старик со своею старухой у самого синего моря…», – с детства знакомый каждому зачин сказки, написанной 185 лет назад непревзойденным гением русской словесности. Много воды утекло с той поры, а отблески золоченых чешуек по сей день то тут, то там озаряют гладь нашей культурной жизни.
Сюжет сказки Пушкина не оригинален: первоначально поэт заимствовал его из знаменитой антологии братьев Гримм. Пушкина привлекла померанская сказка «О рыбаке и его жене» («Von dem Fischer un syner Fru»), в которой причудливым образом раскрывались характеры простых сельских жителей при встрече с необычайной силы волшебством морской владычицы. Работая с этим сюжетом, Александр Сергеевич перенес его на национальную почву и изменил ряд деталей. Первоначально заимствованные из европейской культуры темы, обрамленные изящной лексикой русского языка, в итоге превратились в шедевр, затмивший оригинал и снискавший всенародное признание.
Спустя 55 лет после написания сказки, в зале Петербургского Кредитного общества состоялся первый концерт Кружка любителей игры на балалайках под управлением Василия Андреева – позднее он станет именоваться Великорусским оркестром, а ныне это всемирно известный Государственный академический русский оркестр им. Андреева. Подобно тому, как Александр Пушкин и многие другие литераторы глубоко изучали культурное наследие народов Европы и Азии, талантливый музыкант, балалаечник-виртуоз, просветитель и общественный деятель Василий Андреев в конце XIX столетия также обращался к опыту европейской и мировой культуры, возрождая и совершенствуя исконные музыкальные орудия русского народа. Благодаря Андрееву уникальные русские инструменты – домры, балалайки, гусли – впервые были объединены в коллектив, совершенством красок ничуть не уступающий симфоническому. Соединяя русскую мужицкую балалайку и европейский фрак, ему удалось добиться ошеломляющего эффекта и признания даже среди самой взыскательной публики. В 1892 году Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств «за введение нового элемента в музыку», позднее к этому званию прибавятся и другие, в том числе звание «Солиста Его Императорского Величества» (1914).
В истории Андреевского оркестра (как его часто называют слушатели и сами музыканты) немало славных и трагических страниц. Коллектив, покоривший весь мир – от Канады до Японии, носивший до революции звание «Императорский», а после нее ставший «первым народным», едва не уничтоженный во время блокады, но с честью продолжающий нести имя своего основателя, стал первым в числе множества национальных оркестров в России и далеко за ее пределами. По его образцу создавались современные оркестры национальных инструментов в Белоруссии и на Украине, в Казахстане и Закавказье, в Средней Азии и Китае. По сей день оркестр им. Андреева остается флагманом национальной музыкальной культуры, характерной чертой творчества которого неизменно является поиск новых музыкальных сочетаний, интересных коллабораций.
Один из таких необычных творческих союзов на излете прошлого столетия подарил миру балет на сюжет бессмертной пушкинской сказки. В 1983 году оркестр им. Андреева совместно с детским хореографическим коллективом ДК им. Горького предложили известному петербургскому композитору Владимиру Бояшову создать хореографическую сказку для детского балета и русского оркестра. Так на свет появился балет «Сказка о рыбаке и рыбке».
Детский хореографический коллектив ДК им. Горького (ныне Санкт-Петербургский государственный «Театр детского балета») – уникальное явление русской и мировой культуры. Он ведет свою историю с 1934 года, став первой в СССР детской самодеятельной хореографической студией, в основе учебно-воспитательной работы которой лежит классический танец. На протяжении более полувека коллектив развивался под руководством своего основателя – заслуженного деятеля искусств РСФСР Николая Шемякина. С детьми работали ведущие артисты Кировского (Мариинского) театра и преподаватели Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета им. Вагановой). Здесь поставил свой первый спектакль двадцатилетний Юрий Григорович, сюда еще студентом консерватории принес первую балетную партитуру Андрей Петров, в качестве хореографов-постановщиков в разные годы с коллективом плодотворно сотрудничали выдающиеся деятели русского балета.
Либреттистом и балетмейстером постановки выступила руководитель труппы детского хореографического коллектива Ирина Сафонова – выпускница блистательной Агриппины Вагановой.
Владимир Бояшов – баянист-виртуоз, аранжировщик и композитор, ученик Дмитрия Шостаковича, более шести десятилетий посвятил работе с Андреевским оркестром. В его творчестве прослеживаются традиции, идущие от Римского-Корсакова и Прокофьева. Автор оперы «Снежный пес», нескольких оркестровых сюит, в том числе «Конек-Горбунок», «Сновидения» и «Северные пейзажи», а также множества других оркестровых и камерных сочинений, композитор, ставший настоящим классиком музыки для русского оркестра, ушел из жизни совсем недавно – в январе 2017 года.
Эскизы костюмов и декораций хореографической сказки готовила Татьяна Бруни – заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Госпремии СССР. Оркестром им. Андреева, в то время входившим в структуру Ленинградского комитета по телевидению и радиовещанию, руководил Владимир Попов.
Премьера «Сказки о рыбаке и рыбке» состоялась в Ленинграде, на сцене ДК им. Горького 16 мая 1984 года. Неповторимый русский сказочный стиль, созданный музыкантами, художниками, танцовщиками, покорил ленинградскую публику. Зрители искренне восхищались колоритом сцены, стилем костюмов, тонким мастерством музыкантов, великолепной музыкой и, конечно, проникновенной хореографией в виртуозном исполнении юных артистов балета. На протяжении семи картин, объединенных в два акта, сценическое действо перемещалось с крутых берегов в морские пучины, из скромной землянки в роскошный подводный дворец с золочеными сводами. Зрители с восхищением наблюдали за драматичными пластическими диалогами главных героев и блистательными номерами кордебалета.
Спектакли с неизменным успехом шли до 1986 года, однако затем постановка была временно снята из репертуара. Как оказалось, на долгие тридцать лет и два года – почти сказочный срок!
В 2018 году, к юбилею Андреевского оркестра, художественным руководителем и главным дирижером которого в настоящее время является народный артист России Дмитрий Хохлов, было принято решение восстановить этот балет. Продюсером проекта выступает президент Фонда поддержки русского искусства и православной культуры «Общество возрождения художественной Руси–1915» Наталья Орлова – известный в Петербурге общественный деятель и менеджер культурных проектов.
Хореографию балета воссоздает ее автор, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного «Театра детского балета» (в прошлом – того самого детского хореографического коллектива ДК им. Горького) – Ирина Сафонова.
Балет сохранит исторические костюмы, которые будут заново пошиты по эскизам Татьяны Бруни, а вот сценографическое решение претерпит изменения. Организаторы проекта используют весь арсенал современных визуальных технических средств: традиционные декорации заменит сложная система трехмерной световой проекции, с успехом используемая во многих экспериментальных театральных постановках. Ее применение позволит создать невероятно динамичное и реалистичное визуальное оформление спектакля, настоящую сказку!
Второй день рождения балета «Сказка о рыбаке и рыбке» намечен на 16 июня. В самом сердце Петербурга – на сцене Эрмитажного театра – вновь встретятся: любимая с детства сказка, юные мастера классического танца и уникальный русский оркестр.
На снимках: «Сказка о рыбаке и рыбке»; композитор В. Бояшов; Русский оркестр им. В.В. Андреева
Поделиться: