Процесс формирования музейных фондов в сфере музыкальной культуры практически остановлен: доперестроечное двадцатилетие документировано лишь отчасти, нынешний период (начало которого справедливо называют «временем разбрасывания камней») в музейных фондах не отображен практически совсем. Дальнейшее промедление в этой области грозит тем, что летопись актуальной отечественной культуры не будет написана вообще.
Этой проблеме было посвящено совместное пленарное заседание российских Ассоциации музыкальных музеев и Союза концертных организаций при участии Ассоциации музыкальных театров, на котором и прозвучал адресованный столичным и региональным театрам, филармониям и другим концертным объединениям призыв: «Мы ждем от вас информации о происшедших событиях и их участниках – в виде программок и афиш, фотографий и аудио- и видеозаписей, опубликованных анонсов и рецензий, костюмов и реквизита. Без вашей помощи нам не справиться!».
Наталья Зыкова, исполнительный директор Ассоциации музыкальных театров:
— Инициатива, безусловно, важная. Театры – это то место, где пишется история современности, и они, конечно, заинтересованы в том, чтобы эта история осталась потомкам. Вопрос: как реализовать идею? Пока мы – обе ассоциации и СКОР подписали документ о сотрудничестве, а дальше… Мне кажется, что первый шаг – за музеями. Их специалисты должны подготовить документ, в котором было бы прописано, что они считают ценным, что готовы хранить, выставлять. А мы, получив такой документ, уже будем обсуждать на общем собрании нашей ассоциации, что и на каких условиях возможно предоставить.
Программки, афиши, фотографии, скорее всего, театры будут готовы отдавать без проблем. Видеозаписи, сделанные в театре, тоже могут «отправиться в музей» (если он не предполагает их публично показывать, копировать и распространять).
А по некоторым материальным ценностям могут возникнуть проблемы. То, за что бюджетный театр платит деньги (например, костюмы или реквизит), значится на его балансе и является государственной собственностью. Такие артефакты проблематично передать или продать в музей. Можно только списать или заключить между театром и музеем договор долгосрочной аренды.
Что касается эскизов декораций или костюмов, то они охраняются авторским правом. Если художники заинтересованы в том, чтобы их произведения были в музеях, они дадут свое согласие на передачу эскизов, и театр ее осуществит. Но обязательно найдутся и те, кто предпочтет, чтобы его работы принадлежали только театру. И значит, музею их не увидеть.
Есть и еще проблемы. Сегодня художники уже почти не предоставляют театру рисованные от руки эскизы, даже макеты делают на компьютере. И все это присылают в электронном виде. Присланное расценивать как эксклюзивный оригинал или как копию оригинала, с которой театр, в свою очередь, тоже может сделать копию и послать в музей?.. С развитием электронных технологий возникли и такие вопросы. Думаю, что к решению этих и множества подобных вопросов необходимо будет привлекать юристов для консультаций по авторским правам и, возможно, оформлению документов.
Словом, еще нужно отработать механизмы взаимодействия. Но если у музыкального театра есть желание сотрудничать с музыкальным музеем, никакие проблемы этому не помешают.
Поделиться: