Наряду с известными с советских времен учебными заведениями система музыкального образования в Казахстане представлена сегодня самым молодым на всем постсоветском пространстве университетом искусств. Преобразованный два года назад из Казахской национальной академии музыки, созданной в 1998 году, Казахский национальный университет искусств возглавляет народная артистка Республики Казахстан, скрипачка с мировым именем Айман Мусаходжаева - в прошлом выпускница Московской консерватории по классу профессора В.Климова, лауреат, а впоследствии член жюри многих международных конкурсов скрипачей. Как ректор университета Айман Кожабековна рассказала «Играем с начала» о работе своего вуза и некоторых сегодняшних особенностях подготовки профессиональных музыкантов в Казахстане.
- Айман Кожабековна, какие музыкальные учебные заведения существуют сегодня в Казахстане и достаточно ли их для потребностей страны?
- Когда я гастролирую по миру и вижу, что во всех городах есть свои симфонические оркестры и почти в каждом сколько-нибудь крупном европейском городе есть собственная хохшулле, то понимаю, к чему нам нужно стремиться. Пока в нашей большой стране этого нет, и охватить музыкальными учебными заведениями, тем более вузами, все города очень сложно.
В Казахстане уже 68 лет работает Алматинская государственная консерватория им. Курмангазы, организованная во время Великой Отечественной войны и ставшая на тот момент центром не только музыкального, но и театрального и балетного искусства. Впоследствии консерватория разделилась на две части: Казахскую национальную консерваторию им. Курмангазы и Казахскую национальную академию искусств им. Т.К. Жургенова. В настоящее время базой балетного образования является Алматинское хореографическое училище им. А.В.Селезнева, а музыкальные училища действуют во всех центрах республики: в Алматы, Аркалыке, Караганде, Павлодаре, Семипалатинске, Шымкенте, в городах Семей, Рудный, Кокчетав, Темиртау. Высшими же учебными заведениями являются три: Казахский национальный университет искусств в Астане и уже названные консерватория и академия искусств. Есть еще факультеты музыкального искусства при университетах в Уральске и Шымкенте. Что касается начального музыкального образования, то у нас действуют семилетние школы и две школы республиканского значения: Республиканская средняя специализированная музыкальная школа-интернат для одаренных детей им. К.Байсеитовой и Казахская средняя специализированная музыкальная школа-интернат для одаренных детей им. А.Жубанова.
Наша нынешняя система образования сохраняет преемственность по отношению к выстроенной в годы Советского Союза, но одновременно у нас внедряются и новые параметры образования. Имею в виду, прежде всего, создание нашего университета искусств, который является подтверждением новой модели образовательной политики. В 2007 году мы вошли в Болонский процесс, а в 2012-м подписали Болонскую декларацию. Сегодня в нашем университете свыше 26 факультетов, открылись новые кафедры: исполнительское искусство, кино, балет, театральное искусство, живопись.
- Из каких учебных заведений к вам приходят абитуриенты?
- Из разных. Если говорить об абитуриентах-музыкантах, то в нашем университете создана структура непрерывного музыкального образования: школа - колледж - вуз. Мы сами себе готовим кадры по всем специальностям, но одновременно набираем студентов из всех музыкальных училищ и школ республики, из всех областей и районов, отовсюду. В мае проводим набор для школы, в июле - для бакалавриата и в августе для магистратуры. Ежегодно к нам прибывает очень много абитуриентов. В нашем университете план приема - 170 человек на 26 факультетов: в прошлом году на эти 170 мест претендовало 700 человек. И это только вуз. На 50 мест в нашу школу идут поступать сотни. И при поступлении в колледж при университете столь же высокий конкурс.
- Где работают ваши выпускники, насколько они востребованы?
- Востребованность музыкантов очень высока: повсеместно не хватает оркестрантов, постоянная нехватка кадров в Национальном театре оперы и балета, поэтому все заняты работой.
В Казахстане действует система госзаказа на получение высшего образования. Госзаказ - это значит бесплатное обучение с полной выдачей стипендии (38 000 тенге для магистрантов), это реализация программы «Достойное студенческое жилье» - Дом студента со 110 квартирами с кухнями и ванными комнатами (на одной площадке пять квартир, в одной квартире проживает 2-3 человека). Каждый год мы пишем в два министерства - образования и финансов - обоснование плана приема: почему именно в этом году нам необходимо ровно столько-то музыкантов, драматических актеров, балетных артистов или художников, ориентируясь, в свою очередь, на обращенные к нас ожидания. К примеру, по профилю театрального искусства поступает много областных заказов (причем надо подготовить не отдельно взятого артиста, а целую группу из 7 - 10 человек, как мы это сделали для драматического театра в Актобе). В рамках госзаказа нам уже сложно готовить кадры на полную мощность. Сегодня нам недостаточно 170 выделенных грантов, и мы стремимся расширять финансирование, так как получили лицензии на открытие новых специальностей, таких как звукорежиссура или артменеджмент (на эти специальности к нам поступают на платной основе).
- Как бы вы оценили по пятибалльной шкале уровень работы вашего вуза?
- О нашем университете могу сказать следующее. Мы стремимся набрать самых лучших педагогов, привлекаем преподавателей с опытом, со стажем, с достижениями: с апреля по июнь у нас - конкурс на замещение вакантных должностей. В музыкальном образовании наш университет стал первым внедрять Болонскую систему. Когда у нас в государстве был взят курс на европейское образование, мы первыми рискнули. Мы создали у себя учебно-методический центр и на основе подписанных документов по Болонской конвенции начали потихоньку переходить от линейной системы к кредитной технологии обучения. У нас проводится промежуточный контроль и рейтинговая кампания - заработанные студентами рейтинги напрямую соотносятся с их успеваемостью. Есть летний семестр, когда студенты, которые не добрали зачетные единицы, сдают задолженности.
Сегодня Болонская система у нас достаточно хорошо работает (что, например, приятно удивило ректора Московской консерватории). Многие наши студенты после бакалавриата едут продолжать обучение и в Россию, и в Великобританию, и в США. Некоторые занимаются за рубежом в магистратуре – в Германии, например, в Австрии. Это свидетельствует об академической мобильности, характерной для Болонского процесса. Вот сейчас мы 80 наших магистрантов направили в различные университеты для прохождения полугодовой программы: в Московскую консерваторию, РАМ им. Гнесиных, в музыкальные академии Белоруссии, Украины, Турции. Готовим к отправке в Италию, Польшу, другие страны мира. Государство выделяет нам грант, включающий в себя расходы на проезд, проживание, питание и плату за обучение, который мы перечисляем в тот вуз, куда направлен наш студент. У нас есть возможность направлять своих студентов и магистрантов для обучения за рубеж и точно так же, по Болонскому процессу, принимать студентов из-за рубежа.
- Как изменился уровень образования с тех, пор как академия музыки была реорганизована в университет искусств?
- Качество образования, особенно на музыкальных факультетах, сохраняется, так как традиции заложены хорошие, и чтобы поддерживать наш уровень, мы регулярно проводим конкурсы и фестивали. Это международный конкурс «Шабыт» под патронатом президента и мэрии Астаны во главе с Имангали Тасмагамбетовым, международный конкурс детского и юношеского музыкального творчества «Астана-Мерей» при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, балетный фестиваль им. Ш.Жиенкуловой, эстрадный фестиваль в Астане. В прошлом году мы проводили первый тур VII Международного конкурса органистов им. М.Таривердиева, а в июне этого года решили провести международный фестиваль студентов театральных вузов «ALTYN SAHNA/ЗОЛОТАЯ СЦЕНА». Ожидается фестиваль фортепианной музыки «Весенняя Астана». Нынешний год у нас проходит под девизом «Астана - культурная столица СНГ и тюркского мира», провозглашенным нашим президентом. И этому мы посвящаем все наши фестивали.
- Спасибо за беседу!
Поделиться: