Обычно за неделю на их концерты уже нет билетов – потому что Русский камерный оркестр Барнаула любят по всей Сибири, да и цены доступные (верхний предел – 300 рублей). Конечно, даже имея свой зал на триста посадочных мест, на таких суммах не разбогатеть. Алексей Иванович Кузнецов – патриот России, и этим всё сказано:
— Пусть это не прозвучит пафосно, но я считаю, что сохранение культурного наследия – будь то наши песни, напевы, народное исполнительство – должно стать первоочередной задачей. Тем более что проблем здесь предостаточно. В больших городах все хорошо, они, как пылесос, втягивают в себя молодые таланты со всей страны, обеспечивая им достойный уровень жизни. А то, что происходит в не столь крупных городах, – «маленькая» катастрофа. В музучилища на домру, балалайку, баян молодежь практически не поступает, потому что, работая по этой специализации, не обеспечишь будущее семьи. Способные – есть, но хороших профессионалов-народников мало. Зарплаты у преподавателей и музыкантов в нашем регионе, да и в соседних смехотворно низкие. И то, что мы здесь, на местах, сохраняем народное искусство, своими силами стараемся его продвигать, это – большое дело.
Огромное внимание мы уделяем детям. Десять детских программ – не предел, и еще собираемся делать. Причем не просто знакомим их с музыкальными инструментами, а при помощи интересной сюжетной линии открываем лучшие образцы классической и народной музыки. Также наши представления несут нравственный подтекст, воспитывают патриотизм. И когда мне говорят: «Какие вы молодцы, готовите себе будущего слушателя», – я с этим не соглашаюсь. Выходит, что мы просчитываем какую-то экономическую составляющую, а мы хотим рассказать об отношении человека к человеку, к природе, наконец, к Родине. Если где-то подростков развлекают сорок артистов, а им скучно, то у нас в музыкальной программе по повести Б. Васильева «В списках не значился» на сцене четыре драматических артиста и наш оркестр, а ребята с самого начала действа сопереживают героям и в финале аплодируют стоя…
Кого-то удивляет наш инструментальный состав, а это жизнь заставила искать новые пути развития и формы работы. Все привыкли, что в оркестре русских народных инструментов – балалайки, домры, баяны. Но сегодня уже практически в каждом не обходятся без флейты и гобоя. А мы еще кларнет ввели и классическую гитару. Сейчас добавили синтезатор, звучит у нас даже саксофон. Что касается последнего – тут нам, считайте, повезло: наш гобоист отлично играет еще и на этом инструменте. Словом, чем богаче звуковой арсенал, тем шире возможности в плане расширения репертуара, над которым мы постоянно работаем. Программы у нас – разнообразнейшие. Это и классика в нашей обработке, и русские народные мелодии, и лучшие эстрадные образцы. Выступаем с солистами и хорами. Играем огромное количество мировой национальной музыки. Был у нас недавно и такой опыт.
Наш Алтайский край, кстати, образованный ровно 80 лет назад, граничит на юго-востоке с Республикой Алтай – это заповедные места, со своим исконным искусством. Алтайский государственный заповедник спонсировал проект, в рамках которого совместно с этническим ансамблем «Алтай-Кай» мы подготовили уникальную программу, где соединили алтайское горловое пение со звучанием национальных инструментов (вышел уже и диск с записью этого выступления). С содружества двух коллективов, с таких, на первый взгляд, малых шагов, когда звучат икили и жалейка, топшур и гусли, возникает единство народов России, рождается и крепчает патриотизм.
В конце сентября мы участвовали в фестивале русских оркестров «Живи, Россия, здравствуй!». Его организатором стал Алтайский оркестр русских инструментов «Сибирь» (такой же, как мы, коллектив народников, но большой, под 60 человек). На фестиваль приехали великолепные оркестры из Новосибирска, Красноярска, Кемерово – и дирижеры хорошие, и культура звука. Аншлаг! Барнаульцы принимали всех так, что было ясно: публика тонко чувствует и от души любит это искусство. Надеюсь, и Русский камерный оркестр внес свою лепту в воспитание такого завидного слушателя.
Фестиваль еще больше укрепил меня в желании организовывать собственные гастроли, в том числе зарубежные. Мы ведь когда-то с успехом выступали в Германии, Австрии, Испании, Китае. Единственный в своем роде камерный состав позволяет решать практически любые творческие задачи. У нас все артисты – высокого класса, по сути каждый – солист, из пятнадцати восемь оркестрантов работают с первого дня (а 1 марта 2018 года оркестру исполнится четверть века!). Вот я и думаю, что, если мы хотим, чтобы наше народное искусство жило, надо в десятки раз активнее работать с гастрольными планами. Трубить о нашем искусстве надо на весь мир.
На фото: А. Кузнецов
Поделиться: