Top.Mail.Ru
АРХИВ
31.05.2018
РЕЖИССЕРСКИЙ ПОДХОД
Создать из автономных, на первый взгляд, отделений единую творческую семью – задача, с которой успешно справляются в ДШИ г. Поронайска (о. Сахалин). И это закономерно, ведь у руля учебного заведения стоит настоящий театральный режиссер.

Татьяна Ильченко и ее коллектив в сезоне 2017-2018 гг. представили два больших мероприятия в рамках собственного проекта «Третий звонок: синтез искусств». Оба – пример того, как органично театр может объединять самые разные направления творчества: драматическое искусство, художественное слово, музыку, хореографию и многое другое. Казалось бы, ничего нового, однако примеров реализации подобных проектов в рамках детских школ искусств очень мало. В этом смысле город на краю России – Поронайск – может послужить образцом для всей страны.

Школа, в которой стремятся каждому ученику дать почувствовать себя артистом и услышать аплодисменты в свой адрес, делает ставку на коллективное творчество. «В нашем проекте “Третий звонок: синтез искусств” мы хотим объединить как можно больше талантливых учащихся разных отделений, создать ситуацию взаимодействия искусств, где каждый играет значимую роль в общем успехе», – поясняет директор поронайской ДШИ Татьяна Ильченко, выступившая идейным вдохновителем, сценаристом и главным режиссером данных мероприятий. Местом представления стал концертный зал «Центральный» Поронайска. Сцена «Черный кабинет» и профессиональное световое оформление обеспечили органичное пространство для воплощения разнообразных сценических и визуальных эффектов.

ПОД НОВЫЙ ГОД

Сказка «Щелкунчик» – почти такой же неизменный атрибут новогодних торжеств, как наряженная елка и фейерверки. Версия любимой истории, созданная Татьяной Ильченко, собрала идеи из самых разнообразных постановок. При этом история сложилась на удивление гармонично, и многие мотивы оказались очень близки детям: история принца, превращенного в уродливую куклу, комичные образы злодеев мышей, брат и сестра Мария и Макс – хоть и сказочные герои, но так похожие на сверстников из XXI века. Даже исполняющий желания орех Кракутук из советского мюзикла по сказке Гофмана нашел свое место в повествовании. В сценарий были включены комедийные и лирические моменты, динамичные сцены боя и волшебные превращения: эмоциональная и зрелищная части спектакля, в котором были задействованы более 70 учащихся ДШИ (в том числе воспитанники хореографического отделения и отделения инструментального исполнительства), были на высоте.

Музыкальным сопровождением к спектаклю стала музыка П.И. Чайковского, а для музыкантов в драматической канве повествования отвели самостоятельный блок – дивертисмент – концерт на новогоднем празднике в доме Штальбаумов. При этом каждый музыкальный номер был связан с подарком, который дети-гости достают из-под новогодней елки. Не менее значимая роль в спектакле принадлежит хореографам: марш солдатиков, ожившие игрушки, драматичный танец мышей и кукол, вальс цветов – все это самостоятельные танцевальные сцены. А кульминационный сценический бой между мышами и солдатами принца сопровождает музыка в исполнении юных скрипачей: таким образом, драматический спектакль заиграл совершенно новыми красками, обогатился новым звучанием, открыл для участников и зрителей радость совместного творчества. Замечательные декорации и костюмы к спектаклю были созданы своими руками: все работники приняли участие в этом нелегком, но таком интересном и творческом деле. Многие аранжировки прописаны звукорежиссером ДШИ Сергеем Колотвиным.

В результате синтез искусств приобрел яркое визуальное воплощение, которое не осталось без внимания зрителей: учащихся, родителей, школьников, детей, находящихся под опекой социальных служб. Семь представлений «Щелкунчика» сделали новогодние праздники для маленьких жителей Поронайска по-настоящему волшебными.

ДЕТИ – О ГЕРОЯХ СТАЛИНГРАДА

А вот – новая грань, совершенно иное театральное действо: 12 мая «третий звонок» открыл занавес представления, посвященного 75-летию Сталинградской битвы. Именно в такой форме решили представить отчетный концерт школы и назвали его «Растет в Волгограде березка…». Любовь к Родине, отечественная история, патриотическое воспитание – все это из высоких слов превратилось в удивительный марафон памяти, в котором младшему поколению от старшего стремились передать важные знания об истории народа, которые способны формировать мировоззрение. Слова проникновенной песни Людмилы Зыкиной и историю о березке, которая посажена в парке у Мамаева кургана одним из бойцов в память о своих четырех погибших братьях, дети вряд ли смогут услышать где-то еще. Происходившее на сцене вряд ли можно называть словом концерт: это настоящая театральная композиция, в которой музыка, танец и художественное слово выступили послушными исполнителями главного действующего лица – памяти. Отзвучала песня-эпиграф «На Мамаевом кургане тишина…», и вот под Прелюдию из ХТК Баха и стихотворение Р. Рождественского «Память» оживают застывшие фигуры и переносят нас в довоенный Сталинград.

Безмятежный выходной день в городском парке. Тумба с афишей фильма «Волга-волга», группа детей с воспитательницей, мороженщица, чистильщик обуви, парень с патефоном и девушка с томиком Чехова… Это не просто немые фигуры – они живут на сцене под стихи о довоенном доме Павлова, песню о Волге и задорный танец «Порушка-Параня». Так построен каждый из пяти эпизодов театрализованного концерта, которые охватывают драматичный момент начала войны, Сталинградскую битву, путь к победе и послевоенную жизнь.

Стихи, драматические сцены, музыкальные произведения и танцевальные номера органично вливаются в общее повествование, которое складывается без специальных слов и диалогов. Свое место в сюжете находят не только сочинения, посвященные непосредственно Сталинградской битве, например песня А. Пахмутовой «Горячий снег», но и традиционные классические пьесы «Сладкая греза» П.И. Чайковского, «Мелодия» Я. Сибелиуса, народные мелодии, танцы и даже современные произведения. Красной нитью проходит образ березки, появляясь в текстах, видео, декорациях. В одной из танцевальных сцен березки, как девушки, кружатся в танце с солдатами.

Еще один компонент спектакля – видеопрезентация. Словно живая декорация, она помогает создавать интересные театральные эффекты. Так, «Танцующие дети» с фотографии знаменитого фонтана – символа Сталинградской трагедии – неожиданно превращаются в хоровод детей на сцене. Сама песня «Растет в Волгограде березка…» является фоном для пластической композиции финального эпизода, после которой наступает минута молчания. И эпилог… Напутствие детям мира под проникновенную «Ave Maria» Н. Рота…

Силы были задействованы огромные: на сцене выступили больше 100 человек – все коллективы школы, множество солистов, среди которых особенную роль сыграли юные актеры и вокалисты ДШИ, а также пианистка Вероника Волк, выступавшая как солистка и концертмейстер.

Зато и результат превзошел ожидания – публика уходила с концерта потрясенной… Думается, память о великой трагедии, великой Победе и простая, но трогательная история о Волгоградской березке навсегда сохранятся в душах зрителей.

Ну а для юных артистов все только начинается: проект «Третий звонок» успешно прожил свой первый год, и его создатели не намерены останавливаться, в работе – третий спектакль...

О Сахалине говорят: полпроцента российской земли, а красот – на две Греции. Добавим: не только красот, но и вдохновения, творчества и подлинного искусства.

Поделиться:

Наверх