– Владимир Александрович, несколько слов об истории Петрозаводской консерватории.
– Она была основана в 1967-м по решению правительства РФ и ректората Ленинградской консерватории, в то время возглавляемой народным артистом СССР профессором Павлом Серебряковым. Первоначально в Петрозаводске был открыт филиал ЛОЛГК, и мы долго существовали в этом статусе. В 1991 году мы стали самостоятельным вузом, а в 2002 году консерватории было присвоено имя А.К. Глазунова, в свое время бывшего директором Санкт-Петербургской/Петроградской/Ленинградской консерватории. Кстати, в этом году исполняется 150 лет со дня его рождения, и в наших планах мероприятия, посвященные этой дате, в частности международный музыкальный фестиваль и международная научная конференция «Александр Глазунов, Карл Нильсен и Ян Сибелиус» (у всех трех композиторов отмечается 150-летие).
– У вас научные конференции проходят постоянно. Расскажите о самых важных, на ваш взгляд.
– Если говорить о нынешнем годе, то одна из самых прогрессивных прошла в декабре – всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии преподавания в творческом вузе». Среди тем докладов – «Методика обучения игре на инструменте», «О роли образовательных технологий в обучении хоровых дирижеров на современном этапе», «Современная музыка в учебно-педагогическом репертуаре студентов-оркестрантов», «Образовательные технологии в процессе проведения групповых занятий». Сколько у нас профессоров, столько и технологий. Нельзя не упомянуть международную научную конференцию «В пространстве смыслов. Текст и интертекст» памяти академика Ю.Г. Кона и доктора искусствоведения О.Н. Барановой, проработавших в нашей консерватории много лет. Эта конференция планируется на осень. Недавно мы отметили 20-летие со дня основания уникальной кафедры финно-угорской музыки и провели научно-практическую конференцию «Этническая культура и ХХI век» памяти В.Л. Калаберды – ее основателя, покинувшего этот мир в прошлом году (кстати, в течение двадцати лет он был и ректором консерватории). Карелия относится к территории финно-угорского мира, граничит с Финляндией. И кафедра музыки финно-угорских народов успешно развивается: изучается фольклор, студенты и преподаватели выезжают в экспедиции, готовятся руководители фольклорных коллективов. Консерватория сотрудничает с целым рядом республик: Коми, Удмуртия, Марий Эл, Мордовия и другими, откуда к нам приезжают абитуриенты.
Привлекла внимание и конференция молодых исполнителей «Современная музыка для народных инструментов» в рамках «Школы молодого ученого», возглавляемой В.И. Ниловой. В этом проекте участвуют не только народники, но и исполнители других специальностей – пианисты, струнники, духовики, дирижеры и музыковеды.
– Поговорим о конкурсах, к которым Петрозаводская консерватория так или иначе причастна.
– В этом семестре очень много событий. В марте и апреле – VII Международный конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах «Серебряные звуки», ХI Открытый смотр-конкурс учащихся фортепианных отделений музыкальных учебных заведений Северо-Запада и XVII Международный конкурс исполнителей на народных инструментах им. А.Л. Репникова. Это наши конкурсы, на которые приезжает большое количество участников. Первый из них имеет формат трехлетнего цикла: в первый год соревнуются солисты, во второй – ансамбли, в третий – оркестры. Раз в три года в начале декабря проводится Международный конкурс им. Фридерика Шопена, который в нынешнем году четвертый по счету. В последний раз он собрал около 60 участников, но мы будем развивать этот проект. Его идея предложена Польским институтом в Санкт-Петербурге, а консульство подарило нам бюст Шопена... Хорошо известен наш майский международный конкурс органных дуэтов Organo Duo, который проходит в Петрозаводске и Кондопоге (председатель жюри Алексей Паршин).
Кроме того, практически каждая кафедра имеет свой конкурс: у нас проходят конкурс струнных смычковых инструментов, общего курса фортепиано, хоровой, теоретический. В этом году мы провели в Петрозаводске 43-й смотр-конкурс вокалистов – выпускников музыкальных вузов России (обычно он проходил в Санкт-Петербурге, но сейчас СПбГК на реконструкции). Его художественным руководителем является народная артистка СССР, председатель совета по вокальному искусству, заведующая кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской консерватории, профессор И.П. Богачёва; секретарь совета – заслуженный деятель искусств России, заведующий кафедрой сольного пения РАМ им. Гнесиных, профессор М.С. Агин. На смотр-конкурс приехали вокалисты из 15 вузов от Петрозаводска до Владивостока – около 70 человек, и это было, конечно, большим событием. Все прошло с огромным успехом и 44-й также планируется на базе Петрозаводской консерватории.
– Помимо конкурсов, Петрозаводская консерватория инициирует и проводит множество фестивалей…
– Самый известный – «Белые ночи Карелии», куда приезжают музыканты из России, Европы, Америки. 5 мая в рамках фестиваля в БЗК прошел замечательный концерт «Юные дарования России», ставший уже традиционным, где исполнялись произведения Й. Гайдна, А. Вивальди, К. Дебюсси, П.И. Чайковского, Р. Крейцера, Ж. Массне, Н. Паганини, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, А. Розенблата. 29 апреля состоялся не менее замечательный концерт, посвященный 70-летию Победы. В нем участвовали консерваторские оркестр народных инструментов (один из лучших российских коллективов этой специализации), академический хор и солисты. Звучали песни военных лет, музыка Г.В. Свиридова – публика с восторгом принимала исполнителей. Что касается юбилея Победы, наши преподаватели, студенты и музыкальные коллективы провели большое множество концертов, причем не только в самом Петрозаводске, но и в областных центрах по всей Карелии. 16 июня на фестивале «Белые ночи Карелии» планируется выступление коллективов из Китая (мы активно сотрудничаем с Шанхайской консерваторией: в Петрозаводске учатся около 70 китайских студентов, а наши коллективы: оркестры, ансамбли, солисты выезжают с концертами в Шанхай, педагоги проводят там мастер-классы). Второй не менее значимый фестиваль – «Онежская музыкальная зима». Этот музыкальный форум проводится в ноябре – декабре с участием российских и зарубежных исполнителей. Регулярно проходит международный фестиваль Piano Duo. Есть достойные концертные программы, в которых часто звучит современная российская музыка – Ефрема Подгайца, Михаила Броннера, Александра Холминова, Татьяны Сергеевой, Софии Губайдулиной, Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова, а также современных финских композиторов. Кроме того, в Год литературы у нас запланирована серия ежемесячных музыкально-литературных встреч с писателями и поэтами Карелии и не только.
– Вы коснулись сотрудничества с Шанхайской консерваторией. Есть ли подобные связи с другими зарубежными вузами?
– Мы сотрудничаем и с Академией им. Я. Сибелиуса (Финляндия), и с консерваторией Флоренции (Италия), и с консерваторией в Тромсё (Норвегия) – это постоянные контакты. Наши студенты выезжают туда на учебу и оркестровую практику, а их студенты приезжают к нам, в том числе для участия в научно-практических конференциях.
– Наверняка в рамках такого сотрудничества проходят и мастер-классы.
– Мастер-классов у нас столько, что не хватит этого интервью на простое перечисление. Многие проходят в рамках сотрудничества с консерваториями Европы и Азии. Недавно дал мастер-класс пианист, профессор Московской консерватории заслуженный артист России Андрей Диев. А на смотре-конкурсе их вели ведущие профессора российских вузов в области вокала – И.П. Богачёва, Л.А. Сметанников, М.С. Агин и многие другие. Также у нас проводили мастер-классы баянист Фридрих Липс, домрист Александр Цыганков, балалаечник Андрей Горбачёв. Кроме того, периодически проходят курсы повышения квалификации.
– Есть ли у вас докторский совет?
– Есть предложение об открытии совместного докторского совета с одним из вузов Санкт-Петербурга. И надеюсь, эта идея осуществится.
– Расскажите о последних достижениях ваших коллег.
– За неполные полвека у нас сформировался прекрасный педагогический состав – 11 докторов наук, около 20 кандидатов наук и примерно столько же профессоров. Недавно утвердились в звании профессора Н.П. Клименко, С.В. Семаков, М.В. Зуденков. Ряд преподавателей работают над докторскими диссертациями, среди недавно защитившихся кандидатов наук – Ю.И. Ковыршина, И.В. Соловьев, С.В. Косырева. Открыт научный электронный журнал, уже вышел в свет первый выпуск. Думаю, он будет выходить в ежеквартальном режиме.
– Какие вопросы больше всего занимают вас как ректора?
– В этом году самый ответственный для нас момент – аккредитация вуза, которая проходила с 10 по 13 марта. Мы волновались, готовились к этому, обсуждали возможные перспективы развития. 6 мая был издан приказ об аккредитации вуза. Конечно, мы постоянно проводим профориентационную работу. В результате ежегодно выполняем план набора студентов на первый курс. К нам приезжают не только из северо-западных регионов России, но и из других районов – Ярославля, Иваново, Тулы, Калуги, Великого Новгорода, Пскова, Петербурга, и даже из Владивостока и Хабаровска. В общем, география очень обширна. Для студентов имеется благоустроенное общежитие, которое располагается в живописном месте – на берегу Онежского озера, в 10 минутах ходьбы от консерватории. Планируется надстройка шестого этажа в здании учебного корпуса консерватории, где будут располагаться оперная студия, научная библиотека и спортивный зал. Кроме того, благодаря поддержке Министерства культуры РФ в предыдущие годы мы приобрели много новых музыкальных инструментов. И, надеюсь, в этом году продолжим эту линию.
Поделиться: