Выступление Люцернского симфонического оркестра 19 ноября в Концертном зале им. П.И. Чайковского поставило финальную точку в программе Дней швейцарского кантона Люцерн в Москве.
Бетховена много не бывает. Даже в том случае, когда после исполнения его Третьей симфонии Люцернским симфоническим оркестром буквально на следующий день – случается же такое! – на той же самой сцене Венский филармонический оркестр начал беспрецедентный для Москвы четырехдневный марафон представления всех девяти симфоний композитора. (В этой ситуации за заслуживающим повышенного внимания «большим» важно не потерять и впечатляющее «малое», ибо более крупное гастрольное событие, совершенно того не желая, приезд люцернских симфоников невольно затмило.) Но не бывает много и Рахманинова, как бы часто его музыка не исполнялась в наших концертных залах в год 140-летия со дня рождения композитора. Люцернские музыканты представили знаменитую «Рапсодию на тему Паганини», а «помог» им не менее знаменитый Денис Мацуев. Публику этого абонементного филармонического концерта без труда можно было разделить на тех, кто целенаправленно пришел на Мацуева (таковых оказалось большинство), и тех, кто захотел услышать оркестр, выступавший в России всего второй раз: в позапрошлом сезоне Люцернский симфонический приезжал в Петербург – теперь же праздник наступил и на «московской улице».
Открывалась гастрольная программа швейцарцев популярнейшим оркестровым сочинением – увертюрой к опере Россини «Вильгельм Телль». Как известно, героико-романтический сюжет оперы разворачивается на фоне альпийских ландшафтов как раз в окрестностях Фирвальдштетского (Люцернского) озера. Кажется, само место резиденции швейцарского коллектива помогло насытить интерпретацию опьяняющим воздухом Альп. Нынешний главный дирижер оркестра (начиная с позапрошлого сезона) – молодой американец Джеймс Гаффиган с первых же тактов увертюры сумел настроить не просто на музыку, а на эмоционально глубокий и «живописующий» рассказ. Увертюра к «Теллю» обнаружила, что в несомненно европейской манере этого старейшего коллектива Швейцарии (основан в 1806 году) прослушиваются и сочная выразительность, и естественная простота и искренность. Все свидетельствовало о том, что у Люцернского симфонического – свое творческое лицо, свой незабываемый музыкальный почерк и что оркестр находится в превосходной форме. Может быть, его звучание несколько шире и плотнее идеального западноевропейского стандарта и отчасти напоминает ту «задушевную манеру», которая традиционно свойственна отечественной школе оркестровой игры. Но именно поэтому истинно русское и мятежное по духу сочинение Рахманинова, пусть и основанное на теме итальянского скрипача-виртуоза XIX века, прозвучало очень одухотворенно. Эта музыка близка экспрессивному темпераменту Д. Мацуева, так что в ее интерпретации присутствовала необходимая гармония всех исполнительских компонентов. Органичным дополнением «Рапсодии» стали две рахманиновские прелюдии, сыгранные на бис. Участие Дениса Мацуева в швейцарском концерте с музыкой Рахманинова показалось весьма символичным. Ведь, как известно, именно он является инициатором крупного проекта по созданию мемориального музея Рахманинова на швейцарской вилле композитора «Сенар», и в настоящее время между Швейцарией и Россией ведутся переговоры о приобретении «Сенара» в российскую собственность.
И все же была у музыкального события в Концертном зале Чайковского еще одна знаковая точка. В год 200-летия со дня рождения Верди не обошлось без специального биса. Им стало неистовое, пронзительно чувственное и в то же время феерически тонкое исполнение увертюры к опере «Сила судьбы».
Поделиться: