Top.Mail.Ru
АРХИВ
29.01.2013
ПЕТЬ - ЗНАЧИТ ДЫШАТЬ

Одной из интересных обучающих программ, посвященной вопросам постановки певческого голоса, является "Фонопедический метод развития голоса", которую разработал Виктор Емельянов, - кандидат педагогических наук, доцент Самарской государственной академии культуры и искусств.

Среди вокалистов и педагогов эта программа унаследовала фамилию автора и называется чаще всего «техника Емельянова». Предлагаемые примеры этой методики при первом знакомстве вызвали (и вызывают до сих пор) достаточно много споров: у техники появились свои поклонники и противники. Придерживаясь правила писать только о том, о чем я имею личное представление, позволю себе небольшое лирическое отступление и расскажу историю, берущую свое начало 15 лет назад, когда я еще пела в школьном хоре «Жемчужина» при общеобразовательной школе. С «техникой Емельянова» нас познакомила педагог Ольга Олеговна Шибалова. Первоначально мы, как и положено детям, дружно посмеялись над странными и забавными упражнениями, но постепенно эти примеры стали неотъемлемой частью урока. Практический результат от грамотных занятий по этой технике не заставил себя ждать – наш хор зазвучал в разы интереснее, что впоследствии не раз оценило компетентное жюри хоровых конкурсов. Однако ориентироваться на чужой успех не стоит, все-таки работа с голосом – это индивидуальный процесс, требующий большого внимания и осторожности, поэтому нет никакой гарантии в том, что если одному певцу подходит вокальное упражнение, оно подойдет и другому.

Вокалист, даже если у него от природы поставленный голос, всю свою творческую жизнь находится в поиске идеального звучания. Практика показывает, что оставаться в хорошей форме удается тому, кто живет в согласии со своим голосом и… дыханием. Известный педагог по вокалу Умберто Мазетти считал дыхание основой пения. Дыхание – важнейший инструмент вокалиста, и в традициях вокальной педагогики неслучайно уделяется большое внимание именно этой стороне незаметного, но подчас весьма сложного процесса. Начинающему академическому певцу зачастую не хватает дыхания на длинные фразы, - связано это бывает и с физиологически коротким дыханием, и с психологическим барьером, и с массой других причин. Безусловно, каждый вокалист, делая свои первые шаги в мире академического вокала, не раз задавал себе вопрос: «Правильно ли я дышу? Почему мне не хватает дыхания?» Действительно, какое дыхание правильное и каким главным качеством должен обладать вдох? Считается, что главные качества вдоха - бесшумность и скорость. Умберто Мазетти утверждал: «Шумное дыхание не только крайне неэстетично, но сверх того и утомительно для голосовых связок». Когда певец берет слишком много дыхания, оно и правда начинает ему мешать… По мнению исследователей ХХ века, профессиональное пение осуществляется не на избыточном воздухе, а на том, который остается. Именно поэтому одним из первых принципов «техники Емельянова» является выдувание воздуха: простое самонаблюдение за выдуванием воздуха через сомкнутые, вытянутые трубочкой губы при фиксировании внимания на поведении внешней мускулатуры (мышц низа живота) дает картину классической опоры дыхания при пении. Если совместить с выдуванием тон голоса, то, по мнению Виктора Емельянова, автоматически возникает весь традиционный комплекс вокально-телесных ощущений «постановки голоса на дыхание». Переходя от теории к практике, приведу один из самых простых примеров из его дыхательной гимнастики, которая вряд ли сможет навредить: «Ощутите на ладонях выдох из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, недостаточно интенсивным и равномерным».

Кроме дыхательных гимнастик в своей фонопедической методике автор уделяет внимание подготовке аппарата к пению. Не секрет, что качество занятия во многом зависит от степени разогретости мышц певца, - поэтому традиционно урок начинается с медленного распевания, то есть «разогрева» голоса и мышц. К сожалению, сегодня исполнители мало уделяют внимания самостоятельной предварительной работе. И все-таки начинающему певцу стоит помогать своим мышцам «настроиться» до начала занятия. Упражнения Виктора Емельянова дополняют в этом случае популярные упражнения по «Технике сценической речи» Е.Саричевой, но это не уменьшает их пользу:

Упражнение 1. Четыре раза прикусить зубами кончик языка. Повторите 4 раза (далее каждое задание исполняется 4 раза).

Упражнение 2. Высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все более далеко отстоящие поверхности.

Упражнение 3. Покусывать язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

Упражнение 4. Сделать языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

Упражнение 5. Упереться языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Упражнение 6. Пощелкать языком, изменяя форму рта.

Упражнение 7. Покусывать нижнюю губу, верхнюю губу, втянуть щеки и закусить боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Упражнение 8. Пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем.

Упражнение 9. Пройти по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев.

Упражнение 10. Поставить указательные пальцы на переносицу и проконтролировать “сморщенный” нос.

Упражнение 11. Массировать пальцами челюстно-височные суставы.

СОВЕТЫ УМБЕРТО МАЗЕТТИ
из книги «Краткие указания по пению моим ученикам»

  1. Необходимое условие пения - умение сознательно управлять дыханием. Петь следует на дыхании.
  2. Дышать надо спокойно, плавно, медленно бесшумно и настолько глубоко, чтобы стенки грудной клетки могли как можно больше расширяться.
  3. Шумное дыхание не только крайне неэстетично, но сверх того и утомительно для голосовых связок.
  4. Дыхание должно быть диафрагматическим, так как только при нем гортань остается естественной и эластичной.
  5. Выдыхание надо делать раньше, чем израсходуется запас воздуха в легких.
  6. Выдыхание следует совершать с возможно меньшим усилием, бережливо управляя количеством воздуха, необходимого для приобретения легкости звука.
  7. От правильности выдыхания зависят сила звука и его длительность.
  8. Работа над правильным расходованием дыхания есть главное условие правильной постановки голоса.
  9. Следствием излишней торопливости, а также и излишней медленности выдыхания является сдавленный звук.
  10. Forte требует увеличения, а piano - уменьшение силы выдыхания.
  11. При пении положение шеи и плеч должно быть спокойным и естественным. Всякое резкое движение вредит голосовому органу.
  12. При выдерживании одной ноты и при нескольких нотах на одной гласной, рот и подбородок надо держать неподвижно.
  13. Губы складываются в улыбку без жеманства, верхние зубы слегка видны.
  14. Необходимо избегать сильного опускания нижней челюсти, в особенности при высоких звуках. Неумеренное опускание суживает отверстие горла и тем уменьшает полноту звука.
  15. Язык должно держать слегка вогнутым посередине.
  16. При издавании звука столб выдыхаемого воздуха должен быть направлен к своду полости, лежащей позади передних зубов.
  17. Необходимо стремиться к тому, чтобы голос был чист и свободен, без примеси носовых и головных оттенков.
  18. Для начальных упражнений следует предпочесть гласную А, обращая внимание на то, чтобы не исполнять ее ни слишком открытым, ни слишком закрытым звуком, после А переходить на О Е.
  19. Поющий для приобретения ровности и однородности звука и выработки соответствующей ему голосовой легкости должен внимательно следить за характером звука.
  20. Каждое напряжение для увеличения силы голоса идет в ущерб голосовому аппарату, кто кричит - тот губит голос, в особенности пагубно злоупотребление высокими нотами.
  21. Пение должно совершаться с такой же легкостью, как и разговорная речь.
  22. Следует избегать пения с так называемым подъездом, на что должно быть обращено особое внимание при изучении portamento.
  23. Развивать голос следует по возможной, но в то же время и естественной для него полноте, расширяя объем голоса как в сторону низких, так и высоких звуков.
  24. Надо стараться, чтобы голос стал ровным, гибким, подвижным и плавным.
  25. етыре главных упражнения - это выдержанные ноты гаммы арпеджио и украшения.
  26. Упражнения начинаются вокализацией, то есть пением без названия нот.
  27. Выработка подвижности требует прирожденной способности, лица с подвижными голосами могут приступать к выработке трели, для чего существуют правила: начинать надо медленно стараясь не двигать ни языком, ни губами, ни подбородком, трель должна образовываться в гортани
  28. Упражнения надо всегда изучать полным голосом, но отнюдь не напрягая; как форсировка, так и слабость голоса одинаково вредны тем, что препятствуют правильному развитию голоса.
  29. Для усвоения правильной интонации и звуковой плавности крайне полезны восходящие и нисходящие гаммы, а также хроматические ходы.
  30. Начинающий не должен никогда заниматься долее 10-15 минут и притом - с частыми перерывами.
  31. тобы следить во время пения за выражением лица и избегать гримас, необходимо вначале пользоваться зеркалом.
  32. Надо научиться управлять всеми оттенками голоса необходимо выработать величайшую ясность произношения слов, в особенности при «сотто воче», так как это имеет огромное значение для выразительного пения.
  33. Хорошо ставить звук и в то же время отчетливо произносить слова - вещь очень трудноисполнимая, однако совершенно необходимая. Достигается это следующим образом: гортань на полном дыхании непрерывными и ясными колебаниями рождает звук и в то же время органы произношения придают этом звуку форму гласных.
  34. От исполнения требуется ясность и выразительность.
  35. Ясность исполнения зависит от отчетливого соблюдения метра и ритма, оттенков и фразировки
  36. Выразительность заключается в верной передаче чувств и настроений, чтобы достичь выразительности, необходимо уметь понимать исполняемое.
  37. Преувеличенная выразительность становиться карикатурой. Надо быть простым и правдивым.
  38. Речитатив требует правильного ударения на словах, разнообразия в оттенках и кроме этого должен исполняться почти всегда полным голосом.
  39. Качества, необходимые для артиста: музыкальные познания, совершенство в интонации, свободное дыхание, легкость голоса, умение владеть звуком при усилении и ослаблении, соответственно выражаемым чувствам, ясное и точное произношение, изящество вкуса, музыкальная память.
Автор:
Чащина Е.

Поделиться:

Наверх