С 16 апреля по 1 июня в Москве прошел конкурс «Лучший педагог-концертмейстер детской шко-лы искусств 2007 года». Его итоги в беседе с нашим корреспондентом подвела заслуженный работник культуры РФ, директор Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Коми-тета по культуре города Москвы А.С. Цодокова.
- Алина Семеновна, как появилась идея провести этот конкурс, какова предыстория начинания?
- В этом году Москва отмечает 10-летие городского конкурса профессионального мастерства «Московские мастера», в рамках которого с 2002 года мы проводили конкурс «Лучший преподаватель детской школы искусств». Предыдущие 6 лет все внимание было направлено на преподавателей самых разных специализаций: по инструментальному исполнительству, по хоровым и музыкально-теоретическим дисциплинам, по изобразительному искусству, хореографии, театру. А в этом году мы решили обратить внимание еще на одну педагогическую должность, без которой образовательный процесс в детской школе искусств в принципе не может осуществляться. Это концертмейстер. Концертмейстер в своей работе идет все время в связке с преподавателем. Включается в его общение с учеником и помогает ребенку идти по руслу, проложенному педагогом-наставником. Именно концертмейстер остается на сцене вместе с ребенком, здесь он – и опора ученика, и творческий партнер, они вместе создают музыкальное произведение.
И вот впервые мы провели отдельный конкурс педагогов-концертмейстеров.
- Каковы задачи нового конкурса?
- Наш конкурс призван содействовать повышению профессионального мастерства и развитию творческого потенциала педагогов-концертмейстеров, повышению престижа их профессии. Он помогает выявить самых талантливых концертмейстеров, владеющих комплексом средств современной педагогики в области художественного образования, с тем, чтобы оказать им реальную поддержку.
- Что имеется в виду под реальной поддержкой?
- Помимо того, что концертмейстеры смогли продемонстрировать свое искусство и получили моральную и профессиональную поддержку, лучшим были установлены очень неплохие премии. Их материально поддержали Московский городской комитет профсоюза работников культуры, наш Объединенный профсоюзный комитет ДМШ, ДХШ и ДШИ системы Комитета по культуре города Москвы и сам Комитет по культуре.
Всего участвовали 55 человек из 38 школ. В финал прошли 14 концертмейстеров. Трое стали лауреатами. Лауреату первой премии была назначена премия в 70 тысяч рублей, второй – в 50 тысяч рублей, третьей – в 30 тысяч рублей. Также были дополнительные премии, в среднем, по 10 тысяч рублей. Лауреатам также вручили престижные подарки - двухтомники материалов Глена Гулда (вышли в издательстве «Классика - XXI век»). И все дипломанты получили в подарок концертные фортепианные банкетки. Были еще и специальные призы.
- Завалили подарками!
- Да! Я уже не говорю о том, что церемония награждения сопровождалась концертной программой, торжественными речами, красивыми букетами, аплодисментами зала!..
- Как в целом был организован конкурс, какие требования предъявлялись к его участникам?
- В конкурсе имели право участвовать только концертмейстеры, являющиеся основными работниками детских школ искусств, в том числе и детских музыкальных школ. Участники допускались без ограничения по возрасту, однако замечу, что среди конкурсантов большинство составляли концертмейстеры до сорока лет. Молодежи было довольно много, и это отражает нынешнее положение дел в наших школах: с кадрами стало гораздо лучше, чем, например, в 90-е годы.
Конкурс проходил в два этапа. Первый проводился анонимно и заочно. Каждый участник должен был представить видеозапись, которая бы раскрывала его педагогическое и творческое кредо. Могла быть представлена любая форма творческой работы концертмейстера: и работа в классе, и выступление на сцене, и какой-то репетиционный момент. В качестве партнеров могли выступать и профессиональные музыканты, и дети. Конкурсанты, кстати, зачастую показывали свою работу и с ребенком, и с профессионалом, чтобы продемонстрировать свои возможности более разнообразно. При приеме заявки видеозапись зашифровывалась, и комиссия знакомилась с материалами, не зная имени участника.
Первый этап проходил в апреле. Второй - в мае. Открытие второго этапа конкурса проводилось в концертном зале ДМШ имени Н.А. Алексеева. Эта школа расположена в старинном особняке, зал великолепно оборудован, с прекрасной акустикой. Здесь в присутствии всех участников вскрывались конверты со сведениями о финалистах и объявлялись их имена. Но прежде, чем вскрыть конверты, мы пригласили всех конкурсантов на сцену, поблагодарили их за участие, подарили каждому цветы и вручили красиво оформленный диплом, поскольку для нас было ценным уже само их участие в конкурсе. По положению о конкурсе жюри имело право пропустить на второй этап не более 15 человек. Однако мы считаем, что все, кто участвовал в конкурсе, – люди неординарные: инициативные, обладающие артистизмом, сильными профессиональными качествами.
- На что обращалось главное внимание при оценке видеозаписей, что определяло вердикт: прошел конкурсант в финал или нет?
- Когда человек готовит видеоматериалы - уже проверяется его педагогическое чутье. Он ведь должен не только продемонстрировать владение инструментом, ансамблевые навыки, но также показать свою способность определять, насколько интересен материал, в какой мере он соответствует теме. Здесь выявляются особые качества, которые могут заинтересовывать жюри. Нам было важно понять, как та или иная работа будет выглядеть на сцене, насколько яркой и увлекательной она может быть.
- Как проходил и что показал финал?
- В конвертах с именами финалистов находились и задания для второго, финального, этапа. Он состоял из двух туров. В первом концертмейстеры должны были проявить себя в нестандартной ситуации, то есть провести открытое занятие – не менее 30 минут - с незнакомыми преподавателями и учащимися по тематике, предложенной оргкомитетом конкурса.
По условиям первого тура конкурсанту также предлагалась абсолютно незнакомая специализация. Предположим, концертмейстер работает с духовыми и струнными инструментами, а получает задание работать в вокальном классе или в хоровом, или в классе народных инструментов. Примерно за час до выступления каждому участнику вручались ноты незнакомого произведения – полчаса ему давалось на то, чтобы ознакомиться с текстом, а в следующие полчаса - с учеником, с тем, как он исполняют это произведение. Тут же находился и преподаватель, который знакомил конкурсанта с исполнительской концепцией. А затем концертмейстер и ученик выходили на сцену.
Мотивировка нестандартной ситуации была следующей: «завтра - концерт, а сегодня концертмейстер заболел». И за одну репетицию новому концертмейстеру необходимо подготовиться к выступлению. Произведения предлагались достаточно сложные: кому-то досталась Соната для флейты и фортепиано Ф. Пуленка, кому-то – Концерт для домры Н. Будашкина. Концертмейстеру, который работает, в основном, со струнниками, достался хоровой класс с серьезной программой, где было несколько произведений П. Чеснокова и т.д. В целом нестандартный тур прошел очень интересно.
- Все ли участники справились с таким сложным заданием?
- Все справились. И я, честно говоря, испытала чувство гордости за качество нашего отечественного образования.
- Что было на втором туре?
- Второй тур – это уже был показ работы с преподавателями и учащимися своей школы. Здесь участники должны были продемонстрировать профессиональные навыки по своей специализации. И вот что удивительно: некоторые себя очень интересно показали в нестандартной ситуации, а в привычной ситуации выбор материала был не всегда выигрышным, хотя мы никого не ограничивали в форме показа. Не секрет, что в наших учебных заведениях не так уж много учащихся, способных к ранней профессиональной ориентации. На первом туре финала мы, организаторы, в партнеры концертмейстерам подбирали детей ярких, профессионально перспективных, чтобы не создавать концертмейстеру дополнительных трудностей. На втором туре должно было сработать педагогическое чутье конкурсанта. Выиграли те, кто абсолютно точно себе представлял, где ребенок лучше, ярче может себя проявить: в концертном выступлении или в процессе занятия.
Тем не менее, я считаю, что все 14 человек – молодцы. Они все серьезные профессионалы.
- По какому принципу подбиралась судейская коллегия?
- У нас было большое жюри, в которое входили как профессиональные концертмейстеры, так и преподаватели. Нам было очень важно, чтобы не только коллега оценивал коллегу, но и чтобы преподаватель, глядя на концертмейстера по своему профилю, мог решить: хотел бы он с ним работать в своем классе или нет.
Оценивалась работа в баллах по 10-бальной системе. Обязательно высказывался эксперт, который специализируется в данной области: и преподаватель, и концертмейстер. Оценки каждый выставлял в соответствии с собственными исполнительскими критериями. Подсчет велся строго по баллам, не было никаких голосований, - выводилась средняя оценка.
- Пора прокомментировать итоги конкурса.
- Завершился конкурс 1-го июня в зале Театрально-концертного центра Павла Слободкина на Арбате. Создать праздник нам очень помогли Московский камерный оркестр имени Гнесиных под руководством заслуженного деятеля искусств России А.П. Подгорного, хор «Московские колокольчики» и ансамбль «Благая весть» (руководитель – Е. Аветисян) МДМШ имени Гнесиных. Особо хочу отметить, что без огромной поддержки Комитета по культуре города Москвы, Московского городского профессионального союза работников культуры, Объединенного Комитета профсоюза работников детских музыкальных, художественных школ и школ искусств Москвы конкурс бы не состоялся. Мы также признательны работникам ДМШ имени Н.А.. Алексеева и ДШИ имени Е.Ф. Светланова, в концертных залах которых проходил конкурс.
- Кстати, много ли было болельщиков?
- Болельщиков было достаточно, но не аншлаг. Понятно почему: вторая половина мая, в школах как раз - экзаменационная пора. Тем не менее, была большая команда болельщиков из ДШИ имени М.А. Балакирева, ДМШ имени А.К. Лядова и др.
- Удачно ли вы выбрали время для конкурса?
- В данном случае мы связаны с тем, что дети достигают пика своей формы именно во втором полугодии учебного года. Кроме того педагогам-концертмейстерам на подготовку видеоматериалов тоже требовалось время.
- Итак, кто же победители?
- Обладателем первой премии
Вторую премию получила Ионкина Галина Андреевна, концертмейстер МССМШ им. Гнесиных, специализирующийся на занятиях со скрипачами. Она показала работу в младших классах - ту, что соответствует уровню ДШИ. Галина Андреевна на первом туре финала выступила как концертмейстер хорового коллектива. Она поразила жюри своим умением вникать во все тонкости незнакомого для себя дела. Читая сложный нотный текст с листа, она была полностью поглощена хоровой работой, чутко откликаясь на все указания дирижера. На втором туре Галина Андреевна заявила о себе как концертмейстер с тонким художественным вкусом и высокой звуковой культурой. Она прекрасно разбирается в специфике предмета и точно следует всем требованиям преподавателя. Второй тур должен был показать единство творческого союза: концертмейстер, ученик, преподаватель. Ей это удалось в полной мере.
Третьей премии жюри наградило Кузьмину Веронику Вячеславовну, концертмейстера МДМШ имени Гнесиных. Она очень инициативный и профессиональный человек. В ней очевидны и яркие исполнительские способности, и педагогические - стремление помочь ребенку в реализации замысла. Она работает в инструментальном классе – скрипка, духовые, - с вокалистами и даже в классе хореографии. С заданием первого тура финала – подготовка к выступлению с юной домристкой - она справилась достойно. На втором туре Кузьмина В.В. показала себя в разных ипостасях: концертные выступления учащихся инструментальных и вокального классов запомнились яркой образностью и слаженностью ансамбля.
Были и специальные призы для дипломантов. Зангиева Инна Олеговна, концертмейстер ДМШ имени А.К. Лядова отмечена призом «За творческое отношение к профессии».
Вершинина Анна Владимировна, концертмейстер ДМШ № 35, получила приз «За культуру концертмейстерской работы».
Брусенцова Юлия Валерьевна, концертмейстер ДМШ имени В. А. Моцарта– один из самых молодых участников финала конкурса - награждена призом «Надежда».
Поделиться: