Летняя творческая школа фонда «Новые имена» - Международные курсы ЮНЕСКО по художественному образованию - отметила свое 20-летие.
Юбилейные смены состоялись с 9 по 22 июля и с 26 июля по 9 августа, приняв около 400 молодых дарований - солидное дополнение к пяти с половиной тысячам учащихся, уже прошедших через знаменитую учебно-творческую институцию! На несколько дней первой смены корреспондент «Играем с начала» выезжала в Суздаль - место изначального базирования школы, чтобы подготовить специальный репортаж.
Каждый год на время работы летней школы фонда «Новые имена» туристический центр «Суздаль» превращается из места отдыха в большую творческую лабораторию музыкантов, поэтов и художников из разных регионов России, стран СНГ и Балтии. Здесь с утра до вечера юные исполнители разучивают свои программы, поэты пишут стихи и творят художники, вдохновленные видами древнего города.
По традиции в день торжественного открытия школы состоялся круглый стол, который открыла и провела первый президент фонда «Новые имена» и неизменно главная его фигура - Иветта Николаевна Воронова. В этом году в его работе участвовали ректор Московской консерватории А.С. Соколов и народный артист России, профессор Московской консерватории Т.А. Алиханов. Собравшиеся подвели итоги двадцатилетней деятельности школы, обсудили некоторые идеи по улучшению ее работы, а также творческие планы на будущее. А еще на круглый стол были приглашены молодые участники школы, в том числе приехавшие из Риги учащиеся Мария Труханова и Дарья Бунина - новички школы «Новых имен», прежде не бывавшие в Суздале. «Первое, что меня поразило, это коллектив. Я здесь никого не знаю, но все сразу приняли меня за свою», - поделилась впечатлениями Мария. А Дарья добавила: «Здесь по-настоящему уютно, здесь чудесная атмосфера - и музыка, и природа…».
Теплыми словами и поздравлениями с юбилеем была наполнена и «музыкальная церемония» открытия школы - гала-концерт. Он начался с фанфар. Затем были зачитаны поздравления от высоких государственных лиц - президента Владимира Путина, спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко и ряда министров правительства России. И, конечно, была зажжена свеча – самый узнаваемый символ семейного очага, ставший «фирменным знаком» фонда «Новые имена».
На гала-концерте выступали и преподаватели - именитые исполнители, профессора и те, кто только совершает первые шаги при поддержке фонда «Новые имена», и зрелые музыканты, прошедшие в свое время Летнюю творческую школу в Суздале. Среди них Вячеслав Семенов, Михаил Готсдинер, Екатерина Мечетина, Алексей Маевский. А Никита Мндоянц, например, написал и исполнил посвящение творческой школе - «Вариации на тему Паганини». Огромное впечатление оставило исполнение Тиграном Алихановым двух прелюдий Дебюсси, прозвучавших, как подарок. Но были и другие музыкальные подарки, на сей раз от коллективов Владимирской области. Так, в концерте-открытии принял участие Хор владимирских рожечников, а перед началом гала у входа в концертный зал гостей встречал духовой оркестр Владимирского музыкального колледжа.
Пожалуй, самым ярким событием первой смены летней школы стала творческая встреча с нынешним президентом фонда «Новые имена» Денисом Мацуевым. Встреча проходила в форме свободного общения. Денис Леонидович, поддерживаемый Иветтой Николаевной Вороновой, рассказывал о годах, проведенных с «Новыми именами», о своем становлении и своей сегодняшней жизни и, конечно, о собственном трепетном отношении к суздальской школе. Он охотно отвечал на вопросы, а потом дал небольшой концерт. Сначала сыграл «Размышление» Чайковского - пьесу, которую когда-то разучивал именно здесь, в летней школе. Исполнил также Прелюдию соль-диез минор Рахманинова - сочинение, которое, можно сказать, привело его в «Новые имена» (после исполнения именно этой прелюдии в Иркутской филармонии слушавшая Дениса Мацуева И.В. Воронова пригласила его в фонд). В программе «мини-концерта» были также пьесы Щедрина, Лядова и попурри на известные джазовые композиции, которые с некоторых пор является особой визитной карточкой музыканта...
Какой бы праздничной ни была атмосфера юбилейной школы, ее работа в первую очередь связана с кропотливым трудом учащихся и преподавателей. Каждое утро проводились индивидуальные занятия, и на некоторых мне удалось побывать. Это были уроки народного артиста России, профессора РАМ им. Гнесиных И.П. Мозговенко (духовые инструменты), заслуженного артиста России, профессора Московской консерватории А.А. Мндоянца (фортепиано), преподавателя Центральной музыкальной школы и завуча Летней творческой школы в Суздале Н.Н. Макаровой (фортепиано) и бывшего стипендиата фонда «Новые имена», а сегодня педагога А.В. Маевского (скрипка). У каждого из этих педагогов свой стиль работы: кто-то строже, кто-то мягче, но всех их объединяет высококлассный комплексный подход к разучиванию произведений и большая доброжелательность в отношениях с учениками. Некоторые дети привезли целые концертные программы, уже готовые, другие же, напротив, решили выучить здесь что-то новое. Преподаватели школы «Новых имен» берутся помогать и в разборе нового, и в доработке выученного. Многие учащиеся приходили на занятия с родителями или своими преподавателями. И, что было очень заметно, почти все моментально реагировали на замечания педагогов школы, чувствуя большую ответственность и очень стараясь.
С некоторыми преподавателям школы, на чьих занятиях я присутствовала, мне удалось обсудить интересовавшие меня вопросы: почему вы сотрудничаете с фондом «Новые имена», в чем видите главную пользу занятий в летней школе, становится кто-либо из тех, с кем вы занимались в Суздале, учениками вашего класса? И вот полученные ответы.
Иван Пантелеевич Мозговенко:
- Я 20 лет работаю в «Новых именах», и мне это до сих пор интересно. За эти годы в рамках летней школы я, например, подготовил порядка пяти духовых квинтетов, которые мы возили по всему миру, показывали даже Папе Римскому и на концерте в штаб-квартире НАТО. Все бывшие участники этих ансамблей добились больших успехов на музыкальном поприще: теперь это профессора, солисты прославленных оркестров.
Здесь поразительно доброжелательная обстановка. Как говорит Иветта Николаевна Воронова, «мы одна семья». И у меня от этой нашей «семьи» только теплые, только положительные впечатления.
Что главное в суздальской школе? То, что детям прививается не только любовь к музыке и хороший вкус, но, например, и уважение к людям. Проблема воспитания детей нас интересует в первую очередь, потому что музыканты обязательно должны быть хорошими людьми. А еще дети здесь друг с другом общаются, друг у друга чему-то учатся. И на это мы тоже делаем акцент. Большинство ребят, прошедших школу «Новых имен», становятся профессиональными музыкантами и получают возможность хорошего трудоустройства. Согласитесь, это также крайне важно. Но школа полезна и преподавателям. Мы обмениваемся опытом с представителями разных специальностей. В московских вузах работа кафедр сейчас происходит почти «за закрытыми дверями» - я могу не знать, как в соседнем классе играет кларнетист или трубач. А здесь все прозрачно. Мы видим, что и как делают наши коллеги.
А что касается ребят, которые после занятий в суздальской школе появляются в моем классе, то их немало. Многие после лета приезжают на мои мастер-классы в течение учебного года, некоторые поступают ко мне учиться.
Алексей Викторович Маевский:
- Я уже 20 неразлучно связан с «Новыми именами» как стипендиат фонда - участвовал во многих его концертах и в России, и за рубежом.
Мне кажется, неоценимую пользу творческая школа в Суздале оказывает, прежде всего, музыкантам, живущим в отдалении от столицы. Все-таки что ни говорите, но лучшие преподаватели сосредоточены в центральных учебных заведениях. А суздальская школа – это то место, где они собираются, чтобы дать детям представление едва ли не обо всем, что происходит в музыкальном мире, и помочь продвинуться в исполнительских умениях. Конечно, время занятий в школе ограничено, но это не только минус, а и плюс, может быть, потому что хочется за короткий срок дать ученикам как можно больше, полностью сконцентрироваться на передаче знаний.
Нина Николаевна Макарова:
- С «Новыми именами» я сотрудничаю фактически с момента основания фонда и начала эту работу по нескольким причинам. Самую важную роль сыграло мое знакомство и общение с И.Н. Вороновой. Я поверила ей, когда услышала, как Иветта Николаевна рассказывала о планах и целях фонда, о помощи одаренным детям, - она говорила ярко и убедительно, зная, что нужно делать. Мы вместе организовывали самые первые мастер-классы, и я приехала в Суздаль уже в первый год существования школы.
Наиболее конкретно польза занятий в школе ощущается, конечно, тогда, когда дети приезжают вместе со своими педагогами. Учителя усваивают и запоминают больше, чем дети, и лучше понимают, что стоит за каждым нашим конкретным замечанием. Многие просят подсказать программу или оценить перспективность ребенка как исполнителя, многие привозят своих учеников несколько лет подряд. Такие «общие» занятия полезны и детям, и их учителям, ведь в нашей летней школе работают педагоги из ЦМШ, Гнесинской десятилетки, Московской консерватории, Академии музыки им. Гнесиных и других творческих вузов Москвы. Опыт у них колоссальный, и от них набираются опыта их коллеги из других учебных заведений. Если ребенок приезжает без педагога, это тоже приносит свои плоды, хотя не всегда столь очевидные.
Но самым полезным в школе, пожалуй, является творческое общение. Вообще, чем сильнее одарен ребенок, тем сложнее ему общаться с широкой детской аудиторией. Я по себе это знаю, у меня в детстве на общение просто не было времени. Сейчас еще распространен штамп: «не люблю ботаников». А наши дети, если подумать, все «ботаники». В летней школе они все дружат между собой. Никого не смущает, что кому-то надо бежать заниматься, что кто-то ходит с музыкальным инструментом и т.д. Но в понятие «творческое общение» я вкладываю также и общение с мастерами, профессорами - авторитетными, талантливыми, которые рассказывают детям не только о том, где какую ноту взять, но и раскрывают секреты собственного мастерства, делятся поучительными историями из жизни. Дети и педагоги, в особенности из небольших городов, получают здесь гораздо больше, чем они могли бы получить у себя. В дополнение ко всему мы решили проводить в летней школе еще и творческие встречи, рассказывать детям о выдающихся музыкантах, с которыми нам повезло встречаться. Например, об Оборине, о Гольденвейзере. Мы рассказываем в живой форме без теоретизирования, понимая, что детям эти знания просто необходимы.
Да, многие ребята после нашей летней школы поступают в классы к преподавателям, с которыми они занимались. Среди моих учеников могу назвать Екатерину Солопову, Александра Синчука, были и другие. Конечно, регулярно появляются дети, которых хочется оставить «при себе».
Когда есть талантливый ребенок, педагог так или иначе испытывает нечто вроде педагогического эгоизма - желание удержать у себя ученика. Это мы можем особенно ярко наблюдать в регионах, где на весь регион «работает» несколько звездочек. Были случаи, когда дети, неоднократно обучающиеся в Летней творческой школе в Суздале, как раз и становились такими звездочками, так что мы работаем на общий культурный уровень России. Самым важным сегодня я считаю тот факт, что Летняя творческая школа в Суздале была первой в своем роде и существует до сих пор. Школа «Новых имен» выстояла 20 лет - значит, она нужна!
Поделиться: