Top.Mail.Ru
26.09.2025
МУЗЫКА ВНЕ СЕБЯ
Так называется новая программа московского арт-пространства ГЭС-2, которая будет представлена публике с сентября по декабрь
МУЗЫКА ВНЕ СЕБЯ

Два концерта уже позади. В первом под названием «Антиформалистический раек» одноименный опус Шостаковича «встретился» с другими образчиками музыкальной сатиры - фантазией «Воспоминания о Мюнхене» Эммануэля Шабрие (1886), напианной в форме кадрили на темы из «Тристана и Изольды» Вагнера, и хоровым памфлетом Шенберга «Три сатиры» (1925), ставшим кульминацией эстетической вражды с лидером неоклассицизма Стравинским. Художественные манифесты, родившиеся в разных культурных контекстах, сложились в «разговор» о том, как музыка отвечает на попытки навязать ей  стетические и идеологические нормы. Во втором концерте была представлена версия неоконченной Девятой симфонии Брукнера, созданная композитором Борисом Филановским для камерного ансамбля по заказу «ГЭС-2». Опус  Bruckner-DIY, по словам автора, - это сверхмногочастная сюита из мгновенных сочинений, набор объектов для самостоятельного складывания («Во что? Во что хотите»). 

Впереди – еще шесть концертов, в каждом из которых с помощью музыковеда Ярослава Тимофеева публике предстоит исследовать тот или иной, не всегда очевидный, аспект исполняемых сочинений. Ближайший состоится 6 октября: молодой петербургский пианист Илья Папоян сыграет Трансцедентные этюды Листа, напомнив о главной категории музыкального романтизма — виртуозности, бросающей вызов человеческим возможностям. Тему романтизма как пограничного, предельного эмоционального состояния души продолжит участница Молодежной программы Баварской оперы, сопрано Елене Гвритишвили, которая в концерте «Песни Офелии» исполнит сочинения Шимановского, Равеля, Штрауса. В диалог с виртуозной традицией вступят и две премьеры «Музыки вне себя»: новый саундтрек к фильму Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», созданный Алексеем Сысоевым в жанре концерта для фортепиано с оркестром, и еще не звучавшая в России пьеса для трех роялей, трех арф и ударных Sur Incises («Поверх надрезов») Булеза, в которой он неожиданно воскрешает к жизни идиомы романтического фортепианного письма. Исполнение приурочено к столетию классика послевоенного авангарда. 

Разговор о том, есть ли у музыки в принципе географические и культурные признаки, начнут дирижер Федор Леднев и Московский ансамбль современной музыки, которые представят пять мировых премьер сочинений композиторов из России, работающих сегодня по всему миру, от Франции и Швейцарии до Японии, - Леонида Зволинского, Сергея Леонова, Лизаветы Лобан, Николая Хруста, Артема Цёся. Эту же тему высветит завершающая проект «Сказка о беглом солдате и черте» (1918) Стравинского, в которой русский народный сюжет приобрел универсальное звучание, отобразив надломленность эпохи и безвозвратную утрату прежнего уклада жизни. 

Куратор программы «Музыка вне себя» - Дмитрий Ренанский. В числе исполнителей – Булез-ансамбль, ансамбль Im SPIEGEL, Хор Intrada и его руководитель Екатерина Антоненко, дирижер Федор Безносиков, певец Гарри Агаджанян, пианист Юрий Фаворин, Сергей Каспров, Екатерина Державина, скрипач Даниил Коган и Творческое объединение «Притяжение».

 

Поделиться:

Наверх