Каждая из семи программ серии раскроет отдельные стороны творчества композитора, но вместе они создадут целостный портрет эпохи.
Первый вечер под названием «Борис Чайковский — 100» пройдет 10 сентября в столичном Зале Чайковского с участием Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Ивана Никифорчина, певицы Венеры Гамадиевой, исполнителя на виоле д`амур Сергея Полтавского и ведущего Ярослава Тимофеева. Прозвучат симфонические произведения композитора - поэмы «Подросток» и «Ветер Сибири», сюита «После бала», «Тема и восемь вариаций», кантата «Знаки Зодиака».
Два концерта пройдут в Рахманиновском зале Московской консерватории: 15 сентября в программе «Дневник эпохи» прозвучат вокальные циклы Бориса Чайковского, Дмитрия Шостаковича и Александра Чайковского (солисты - Олеся Петрова, Валерий Макаров, Лада Меркульева), 20 сентября состоится концерт «Открытие и откровение», где в паре с Квинтетом (1962) юбиляра будет представлена мировая премьера его юношеского Квартета (1943–1945), который многим видится вершинным в раннем камерно-ансамблевом творчестве композитора. Исполнители — ансамбль солистов Camerata Komitas и пианист Александр Гиндин.
28 сентября в Соборной палате публику ждут на концерт-феерию с музыкой Чайковского к радиопостановкам сказок Андерсена. В нем примут участие ансамбль Camerata Komitas в полном составе (дирижер Ариф Дадашев) и актер Владимир Конкин в роли рассказчика.
Еще два концерта пройдут в Малом зале Московской консерватории. 5 октября на вечере «Учителям Бориса Чайковского посвящается...» виолончелист Александр Рамм, скрипач Гайк Казазян и пианистка Мария Андреева исполнят сонаты Шебалина, Мясковского, Шостаковича и Трио самого Чайковского. 10 октября там же будет представлена программа «На грани таянья и льда», предлагающая погрузиться в мир камерной музыки XX–XXI веков. Центральное место в ней займет Симфониетта для струнного оркестра (1953) Чайковского— произведение, которое современники называли глотком чистого воздуха среди помпезности советской музыки 50-х. Кроме того, прозвучат сочинения Мясковского, Вайнберга, Уствольской и Юрия Абдокова, ученика Чайковского, ныне профессора Московской консерватории, много делающего для того, чтобы память об учителе не угасала. Исполнители - оркестр «Виртуозы Москвы» (дирижер - Эрнест Алавердян), виолончелист Борис Андрианов, пианист Владимир Родин и актер Валерий Баринов, который прочтет стихи поэтов ХХ века, близкие духу Чайковского.
Завершится праздничная серия 14 октября в Большом зале Московской консерватории. В концерте «Предчувствие Победы. Над временем» вслед за Симфонией № 24 Маясковского прозвучит «Севастопольская симфония» юбиляра, в свое время высоко оцененная Евгением Светлановым. Госоркестр России, ныне носящий имя дирижера, и исполнит под управлением Ивана Никифорчина это сочинение.
Составляющими проекта также станут презентация книги Юрия Абдокова о Борисе Чайковском, выставка в фойе Малого зала Московской консерватории и два приношения от фирмы «Мелодия».
В релизе «Открытия и откровения. Симфонические произведения», вышедшем только что, представлены работы различных творческих периодов Бориса Чайковского: от достаточно известного «Ветра Сибири» до незнакомых даже специалистам и записанных впервые опусов - «Шествия» для большого симфонического оркестра и увертюры к опере «Звезда», в 1949 году запрещенной к исполнению. Еще одно сочинение - «Симфония с арфой» также записано в студии впервые. Солистка - артистка оркестра Большого театра Валерия Вощенникова.
Над записью работал Московский государственный академический симфонический оркестр, для которого это первая совместная запись с новым художественным руководителем коллектива Иваном Никифорчиным.
Кроме того, к 100-летию Бориса Чайковского «Мелодия» подготовила собрание избранных записей, осуществленных в разные годы и отражающих основные жанровые и стилевые особенности творчества композитора. Этот релиз, названный «Борис Чайковский. Коллекция» будет доступен для прослушивания 10 сентября, в день столетия композитора.
Поделиться:
