Фестиваль с таким названием проходит в разных локациях парка четвертый год. В этом он был посвящен легендарному произведению 1920-х годов «Завод. Музыка машин» и его создателю Александру Мосолову, 125-летие со дня рождения которого будет отмечаться в этом августе. Программа, составленная композитором Николаем Поповым и режиссером Юрием Квятковским, получила название «Москва. Музыка машин», а ее сутью стал музыкальный диалог между авангардом начала XX века и звучанием мегаполиса наших дней.
На Большой сцене «Зарядья» состоялось шесть выступлений. В частности, Владимир Мартынов, Татьяна Гринденко, Владимир Псарук и экспериментальный ансамбль Index III представили звуковой перфоманс «31-я гексаграмма», специально подготовленный к фестивалю; перкуссионист Петр Главатских исполнил одно из последний сочинений Мартынова «Халкидики»; диджей Никита Забелин и музыканты Центра электроакустической музыки Московской консерватории (ЦЭАМ) выступили со своей версией культовой пьесы Терри Райли «IN C», а певица Тина Кузнецова, ансамбль ударных театра «Новая опера» и вокальная группа «Ходила изба» - с народными песнями в электроакустических обработках.
На Экспериментальной сцене участники мультимедийной лаборатории «Москва. Звуки города» представляли написанные для фестиваля сочинения о столице, вокальный ансамбль N`Caged Арины Зверевой исполнял программу, которая позволила электронике считать образы его участников и вывести на экран в виде аватаров, музыканты ЦЭАМ играли классику ХХ века и новые опусы, вдохновленные звуками индустриального города. Там же показали немое кино Дзиги Вертова «Шагай, Совет!» (1926) с live-саундреком от импровгруппы «Снежные свесы». Всего на Экспериментальной сцене было представленно восемь программ.
В дебаркадере «Зарядья» труппа musicAeterna Dance дважды сыграла танцевальный спектакль «ЮЛ». Композиторы — Сугдэр Лудуп, музыкант, владеющий искусством горлового пения и мастерством игры на традиционных тувинских инструментах и петербургский саунд-дизайнер Андрей Воробьев.
В арт-пространстве «Паркинг-галерея» в течене фестиваля (28-29 июня) работала интерактивная выставка, на которой были представлены уникальные авторские инструменты, созданные совместно специалистами ЦЭАМ и лаборатории SOMA (специализируется на производстве синтезаторов). Любой желающий мог не только услышать здесь самые нестандартные тембры, но и создать собственную композицию. Здесь же проходила образовательная программа фестиваля, состоявшая из семи воркошопов и паблик-токов. В частности, Петр Главатских рассказал о том, как создаются новые инструменты для его концертов, композитор и медиахудожник Евгений Климин продемонстрировал звуковые возможности своих кинетических синтезаторов, созданных из старых бытовых приборов и автомобильных деталей, а Никита Забелин поразмышлял о развитии российской электронной сцены.
Александр Мосолов (1900-1973) - один из самых талантливых советских авангардистов. Предпочитал урбанистически-конструктивистскую образность, в композиции использовал серийную технику и полиритмию, в инструментовке — натуральные звуки и шумы, тем самым предвосхищая опыты конкретной музыки. Особую известность приобрела его оркестровая пьеса «Завод. Музыка машин» (1927), являвшаяся частью сюиты из музыки балета «Сталь». В 1937-м был арестован «за антисоветскую пропаганду» и приговорен к 8 годам лагерей. Через год по ходатайству группы композиторов во главе с Мясковским освобожден. Но с тех пор писал музыку в идеологически выдержанном стиле, «понятном советскому народу».
Поделиться:

