Первое — это бокс из трех CD с ранее не издававшимися live-записями концертов, которые состоялись в Большом зале Московской консерватории 1 марта 1977 года и 10 января 1978 года при участии Государственного симфонического оркестра СССР под управлением сына выдающегося скрипача Павла Когана. Выступление 1977 года представлено на дисках 1 и 2 целиком: это скрипичные концерты Баха, Бетховена и Брамса. Бис с этого концерта, объявленный самим Коганом (Рондино на тему Бетховена Фрица Крейслера), добавлен в качестве бонус-трека в цифровую версию альбома. На диске 3 — записи с концерта 1978 года, где были исполнены скрипичные концерты Шостаковича (ля минор, соч. 77) и Вивальди (соль минор, RV 317).
Другим подарком «Мелодии» ко дню рождения Когана стало цифровое издание его записей, состоящее из 26 выпусков. Для этого проекта, работа над которым велась больше года, фирма отреставрировала оригинальные мастер-ленты «Полного собрания записей» скрипача, выходившего на пластинках в СССР в 1987—1992 годах. Оно включает более 300 фонограмм. Самые ранние датированы концом 1940-х годов (сонаты Грига, Вебера, Шуберта и миниатюры Изаи, Вьетана, Паганини), самые поздние сделаны в 1981 году на последних концертных выступлениях скрипача с участием дочери, пианистки Нины Коган.
«Большое собрание» охватило не все работы Когана, но зафиксировало наиболее значимые, позволяющие услышать, как менялись с годами репертуар и манера исполнения музыканта. В антологию вошли студийные записи соло, в ансамблях и с оркестром. Но бóльшая часть фонограмм — это записи «живых» выступлений скрипача, которые демонстрируют его высочайшее мастерство в исполнении как классических шедевров Паганини, Венявского, Крейслера, Бетховена, Сен-Санса, Чайковского, так и произведений современных ему композиторов — Шостаковича, Хачатуряна, Вайнберга (в собрании присутствует Скрипичный концерт последнего, написанный специально для Леонида Когана). В аннотации к изданию отмечается, что музыкант придирчиво отслушивал «живые записи» и всегда авторизовывал их выпуск.
Когана называли драматическим талантом, исполнителем, манере которого свойственно подчеркивание резких контрастов в произведениях, обострение конфликтов, заложенных в звуковой ткани и структуре пьес. За свою карьеру он исполнил сочинения всех ключевых авторов, которые писали для скрипки в разные эпохи, многие - в сотворчестве с замечательными пианистами. В частности, с Григорием Гинзбургом, Татьяной Гольдфарб, Ниной Коган, Карлом Рихтером сыграны и записаны циклы сонат Баха, Шуберта, Грига, Брамса, сонаты Моцарта, Вебера, Штрауса, Прокофьева. В собрание также вошли записи с крупнейшими оркестрами под управлением Александра Гаука, Самуила Самосуда, Василия Небольсина, Карла Элиасберга, Кирилла Кондрашина, Рудольфа Баршая, Евгения Светланова, Геннадия Рождественского, Павла Когана.
Поделиться: