Его название - «Scaramella va alla guerra» отсылает к одноименной композиции Жоскена Депре, открывающей альбом. «Скарамеллой» во времена Высокого Возрождения называли одну из популярных мелодий, с которой ассоциировался известный персонаж комедий - веселый, энергичный и нелепый в своих проделках вояка. Песенки-скарамеллы сохранили старинные диалектизмы и по сей день ставят нешуточные задачи перед переводчиками и интерпретаторами, которым нужно суметь растолковать грубоватые шутки, игривые намеки и звукоподражания.
Сборник представляет собой своеобразную звуковую карту Европы первой четверти XVI века и показывает, насколько контрастной была культурная эпоха того времени, как велик был разброс эстетических ориентиров — от рафинированной полифонии до обращения к жанрам народной музыки. В трек-лист, помимо пьесы француза Депре, попали сочинения его соотечественника Адриана де Руа, итальянцев Франческо да Милано, Бартоломео Тромбончино, Маркетто Кара, испанца Диего Ортиса, фламандца Сузато Тильмана, английского короля Генриха VIII Тюдора... В числе записанных произведений — как известные, часто звучащие в концертных залах (к примеру, My Lady Carey’s Dompe), так и относящиеся к числу редкостей.
В записи альбома приняли участие музыканты, специализирующиеся на исторически информированнгом исполнительстве. Это Alta Capella Ensemble - первый в России ансамбль исторических духовых инструментов (к которым, если того требует программа, присоединяются и инструменты других типов, в частности, в этой записи звучат лютня, гитара, виола да браччо). Это дирижер, художественный руководитель Alta Capella Ensemble Иван Великанов, здесь выступающий и как исполнитель на цинке (корнет), штиле цинке, блокфлейте, ударных. И это сопрано Лилия Гайсина, солистка МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, весьма востребованная и в качестве барочной певицы. В ее послужном списке — сотрудничество с российскими и зарубежными аутентистами (в частности, с коллективами «Академия старинной музыки», «Bach-consort», «Ensemble 1700»), участие в таких крупных фестивалях, как геттингенский барочный International Händelfestspiele и потсдамский Musicfestspiele Potsdam Sanssouci, где ранней музыке уделяется большое внимание.
Поделиться: