Один из крупнейших авангардистов ХХ века был членом Компартии Италии, и это, вероятно, сыграло не последнюю роль в том, что он не раз приезжал в СССР (при этом исполнению его сочинений здесь противились до последнего). В проекте Студии новой музыки и Центра современной музыки Московской консерватории «НОНО.doc. Беседы, воспоминания, читки», приняли участие свидетели тех визитов композитора. В их числе - скрипачка Татьяна Гринденко, музыкальный критик Илья Овчинников, музыковеды Светлана Савенко, Лариса Кириллина, Федор Софронов. Последний также выступил ведущим концерта-лекции «НОНО 100», который состоялся в Рахманиновском зале консерватории после встречи. Сочинения, вошедшие в программу, представили эволюцию стиля композитора (в котором вычленяют три периода). Кроме того прозвучали пьесы-посвящения Дьердя Куртага и Эдисона Денисова. Среди исполнителей - солисты Студии новой музыки и Камерный хор Московской консерватории во главе со своими лидерами Игорем Дроновым и Александром Соловьевым.
В Большом зале Петербургской филармонии в честь столетия со дня рождения Луиджи Ноно впервые в России прозвучало его ранее сочинение «Эпитафия 2 Федерико Гарсиа Лорке» для флейты и камерного оркестра. Представленная «Эпитафия» – одна из трех, посвященных погибшему в 38 лет испанскому поэту. Сочинение предваряется заголовком из стихотворения «Погребальный плач по Игнасио Санчесу Мехиасу» – знаменитому тореадору, другу Лорки, смертельно раненому на арене. Ноно не вводит в опус вокальную партию, но воссоздает атмосферу текста, используя солирующую флейту и поручая развернутые сольные фрагменты другим оркестровым инструментам. Произведение в рамках филармонического абонемента «Классика. Новое» исполнили Молодежный камерный оркестр Заслуженного коллектива России под управлением Ярослава Забояркина и флейтистка Марианна Мурзина. Ведущим концерта (в котором Ноно представал в сопоставлении с Вивальди и Альбинони) выступил Ярослав Тимофеев.
P.S. «Нет дорог... надо идти...», – так называется одно из последних сочинений Ноно, которое рассматривают как прощальное напутствие композитора.
Поделиться: