Цифровой инструмент способен воспроизвести звучание 24 знаменитых органов мира, принадлежащих разным эпохам и стилям. Последнее обстоятельство, как уточняет солист Свердловской филармонии Тарас Багинец, особенно важно для России, где основная масса органов — инструменты-универсалы, представляющие собой компромисс между стилями. Еще одна особенность нового цифрового комплекса - способность воссоздавать акустику того зала или собора, в котором находится инструмент. Это значит, что музыка зазвучит в максимально аутентичном виде — как она была задумана автором и как ее слышали современники. В частности, в системе есть звук органа в Арнштадте, на котором работал Бах, когда сочинял свою Токкату ре минор.
Игровой пульт инструмента с 4 ручными клавиатурами и ножной педалью изготовлен в Нидерландах фирмой Mixtuur. Акустический комплекс, включающая колонки, сабвуферы и системы объемного звучания, создан в Германии. Благодаря ему орган одинаково хорошо звучит в любых помещениях от ста до полутора тысяч мест и даже на открытом воздухе.
Инструмент, являющийся мобильным музыкальным комплексом, сделан по заказу областной филармонии специально для выездных концертов проекта «Муниципальный органный концертный зал Свердловской области» (стартовавшего в прошлом году). В его рамках в городах и поселках региона ежегодно будут открываться новые залы, предназначенные для органных концертов. Так, в 2023-м появилось семь таких залов, к 2025 году их будет 24. Идея продвижения органного искусства в массы возникла благодаря чрезвычайной популярности короля инструментов в столице области Екатеринбурге. Но до сих пор в передвижных акциях города (в том числе в метро и на пешеходных улицах), а также в гастролях участвовал цифровой «Монарх», передававший звучание одного из нидерландских трубных органов.
Аналогов проекту, как и новому инструменту, по данным Свердловской филармонии, ни в стране, ни в мире нет.
Поделиться: