26.01.2024
ЧТО СОВРЕМЕННО?
Одноименную программу, представляющую своеобразный взгляд на развитие музыкального искусства, анонсировали в столичном арт-пространстве «ГЭС-2»
ЧТО СОВРЕМЕННО?

Идея подсказана итальянским философом Джорджо Агамбена, который в своем эссе «Что современно?» приходит к парадоксальному выводу: по-настоящему актуальным может быть только тот художник, который несовременен, то есть тот, кто способен увидеть современность со стороны, в перспективе времени. Таким образом ключевой темой программы стало  возникновение и присутствие современности на рубежах разных художественных эпох. 

В цикле, расчитанном на полгода, — 11 концертов, которые охватят музыку  XVII-XXI веков. Первый концерт под названием «Ницше говорит» состоится 28 января. В его программе - Веберн, пересочиняющий Баха, Шенберг, перекладывающий на музыку байроновскую оду Наполеону Бонапарту, Вайль, развенчивающий музыкальные мифы прошлого. Резюмирует сюжеты и мотивы концерта российская премьера произведения Луи Андриссена для чтеца, духовых, двух фортепиано и струнных «Ницше говорит». Исполнители - Московский ансамбль современной музыки, дирижер Федор Леднев, чтец Александр Белоусов. Гидом в путешествии по хитросплетениям идей и музыки выступит музыковед Богдан Королек. 

Отдельные концерты будут посвящены Брукнеру и Гайдну, долгое время считавшихся архаистами - пока во второй половине ХХ века два австрийских классика не были открыты как радикальные новаторы, чей опыт оказался исключительно важен для послевоенного искусства. 

Неожиданные точки пересечения между Пятой симфонией Бетховена и Dies Irae Уствольской найдут Филипп Чижевский и его оркестр Questa Musica. 

Алексей Любимов проследит в своем сольном концерте эволюцию музыкального романтизма от Шуберта к Брамсу, чтобы найти у последнего в поздних фортепианных пьесах модернистские «гены» Шенберга. 

Состоится российская премьера произведения Янниса Кириакидеса Ein Schemen («Тень»), в котором он на свой лад интерпретирует «Немецкий реквием» Брамса, и московская премьера «33 вариаций по 33 вариациям» Ханса Цендера, пересочинившего «Диабелли-вариации» Бетховена. 

Запланированы также программы «Бах-2024», «Песни об умерших детях», «Заклинание огня». Закроет цикл 25 июня «Тристан-проект», в котором композиторы Марк Булошников, Арман Гущян и Алексей Сысоев,  вслушиваясь в художественный метод Рихарда Вагнера, будут исследовать поворотный момент в истории музыки между романтизмом и модернизмом.

Поделиться:

Наверх