«Раек», писавшийся Шостаковичем как ответ обвинениям в формализме и антинародности, ни разу не исполнялся при его жизни. Мировая премьера сочинения под управлением Ростроповича прошла в январе 1989 года в Вашингтоне. Спустя пять месяцев, 13 мая, оно впервые прозвучало в СССР. Концерт в Большом зале Московской консерватории, состоявшийся при участии Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, Государственного камерного хора СССР, дирижера Валерия Полянского, пианиста Игоря Худолея, ряда солистов-вокалистов и артиста Михаила Козакова, был записан, но не издан.
Программа вечера составлялась с иронией в духе самого Шостаковича. Сначала звучали обработки русских песен для хора как то, что композитор противопоставлял официозному понятию «народности» в искусстве, потом — сюита из музыки оперы «Катерина Измайлова», обвиненной одиозным Постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) 1948 года в формализме, и наконец - политическая сатира «Антиформалистический раёк», в котором композитор иронизирует над своими преследователями и абсурдностью обвинений, не стесняясь ни в музыкальных, ни в литературных выражениях. Финальная часть сочинения, посвященная сталинским репрессиям, в двух первых исполнениях — в Вашингтоне и в Москве была выпущена (целиком «Раёк» прозвучит только 25 сентября 1989 года, но этой записью «Мелодия» не располагает).
12 мая в концертном пространстве #Нелекторий фирмы «Мелодия» впервые будет представлено экспериментальное сочинение одного из лидеров советского авангарда 1920-х годов Михаила Матюшина «Композиция в четвертях тона для скрипки в сопровождении фортепиано». Исполнители - Станислав Малышев и Наталия Черкасова.
Таким образом Союз композиторов России и московское издательство «Композитор» презентуют первое издание сочинения, написанного в 1923 году. Автор-составитель, музыковед и культуролог Сергей Уваров обнаружил в архиве Рукописного отдела Пушкинского дома РАН полный комплект черновиков и чистовиков произведения. По ним была осуществлена редакция и сделан нотонабор «Композиции» – этапного опуса Матюшина, сконцентрировавшее его находки в сфере микрохроматики. Помимо партитуры и скрипичной партии в виде вкладки, а также факсимильного воспроизведения чистовиков автора, издание содержит вступительную статью Уварова «Первый из будетлян. Микрохроматика Михаила Матюшина». В исследовании подробно рассказывается о всех известных на данный момент четвертитоновых произведениях композитора и прослеживается его творческая эволюция. Кроме того, автор статьи рассматривает впервые обнаруженные черновики музыки из оперы «Победа над Солнцем», о существовании которых прежде не было известно.
Михаил Матюшин (1861–1934) — скрипач, композитор, художник. В историю музыки вошел как автор первой футуристической оперы «Победа над Солнцем», целиком построенной на литературной, музыкальной и живописной алогичности (текст — Алексей Крученых, визуальные идеи — Казимир Малевич). Но остальное композиторское наследие Матюшина долгие годы оставалось практически неизвестным.
Поделиться: