Симфонический оркестр Британской радиовещательной корпорации (BBC Symphony Orchestra) в 1967 году приехал в СССР впервые. В восьми концертах, которые прошли в Москве и Ленинграде 7–15 января, приняли участие дирижеры сэр Джон Барбиролли и Пьер Булез, а также виолончелистка Жаклин дю Пре, пианист Джон Огдон и сопрано Хизер Харпер. В архиве «Мелодии» сохранились записи трансляций трех концертов, состоявшихся в Большом зале Московской консерватории 7, 8 и 10 января.
Первую запись, от 7 января, фирма публикует впервые. В концерте принимали сэр Джон Барбиролли и виолончелистка Жаклин дю Пре. Центральным номером программы стал Виолончельный концерт Эдварда Элгара. Это сочинение было коронным в репертуаре дю Пре: его запись, сделанная совместно с Барбиролли в 1965 году, принесла молодой артистке международную известность. Но среди московских слушателей имя Жаклин дю Пре до этого январского вечера было известно лишь в узком консерваторском кругу – в 1966 году она приезжала на стажировку к Мстиславу Ростроповичу, который высоко оценил ее талант. Запись концерта представлена в альбоме в «аутентичном» виде: сохранены оглушительные аплодисменты, бисы и открывавшие концерт гимны СССР и Великобритании в исполнении оркестра Би-Би-Си. Бонус-трек альбома – фрагмент репетиции к концерту.
Трансляции концертов 8 и 10 января под управлением Пьера Булеза «Мелодия» впервые публикует целиком. Избранные записи с этих концертов были изданы ограниченным тиражом на пластинках в 1983 году.
Приезд именитого композитора и дирижера в Москву в качестве второго дирижера оркестра Би-Би-Си был сенсацией. Концерты «короля авангарда XX века» (как напоминает пресс-релиз «Мелодии») имели успех не только благодаря уровню исполнения, но и программам, где встречались неизвестные московской публике сочинения. Впервые после многолетнего перерыва со сцены Большого зала Московской консерватории зазвучала музыка «нововенцев». В концерте 8 января были исполнены сочинения Альбана Берга и Антона Веберна. Ирландская певица, солистка Ковент-Гарден, обладательница «Грэмми» Хизер Харпер исполнила фрагменты из оперы «Воццек» (которая до этого никогда не звучала в Москве) и ранние песни Берга. «Шесть пьес для оркестра» Веберна стали кульминацией вечера, четвертая из них – «похоронный марш» была повторена по требованию публики.
Тот же опус Веберна прозвучал и 10 января вместе с сочинением Шенберга «Пять пьес для оркестра». В этом концерте принял участие британский пианист Джон Огдон, лауреат II Конкурса имени П.И.Чайковского (1962): он солировал во Втором фортепианном концерте Бартока. Но главным событием вечера стало исполнение собственной пьесы Булеза Éclat («Вспышка»). Это сочинение, написанное в 1964–1965 годы, было неизвестно в СССР. После пятиминутной овации пьеса была повторена на бис.
Три альбома доступны на всех цифровых платформах.
Поделиться: