Top.Mail.Ru
02.12.2022
ЧЕЛОВЕК-МИФ
В Петербурге начинается серия мероприятий, посвященная одному из самых своеобразных композиторов и пианистов - Олегу Каравайчуку
ЧЕЛОВЕК-МИФ

2 и 3 декабря в Четвертом павильоне киностудии «Ленфильм» его музыка впервые прозвучит на акусмониуме - «инструменте» из почти полусотни громкоговорителей. Концерты будет сопровождать видеоинсталляция художника Михаила Заиканова. Дирижером акусмониума станет Илья Symphocat - исполнитель и композитор, работающий на стыке электронной музыки, современной классической музыки и минимализма. Прозвучит музыка, написанная для кино. Значительная ее  часть создавалась для картин,  снятых на «Ленфильме». В числе режиссеров, с которыми работал композитор - Илья Авербах, Виталий Мельников, Семен Аранович, Кира Муратова, Петр Тодоровский.

10 и 11 декабря в Директорском зале киностудии публике представится возможность совершить медитативное видеопогружение в мир композитора. На большом экране в режиме нон-стоп будут демонстрироваться записи из архива Фонда поддержки культурных проектов и сохранения наследия Oлега Kаравайчука, занимающие в общей сложности более 20 часов. «Режиссер Сергей Ландо снимал композитора с 2004 по 2010 год: Олег Николаевич играет на рояле сидя, стоя, лежа. Музыка прерывается лишь на его афористические монологи. Видеопогружение будет проходить два дня с 10:00 до 22:00. Зрители смогут провести с Олегом Николаевичем столько времени, сколько захотят», - приводит ТАСС уточнения организаторов мероприятия.

Оба мероприятия - часть проекта «Музыка > Кино > СССР». По мнению его  инициатора и организатора, музыканта Олега Нестерова, феномен советской киномузыки остается не исследованным до конца, и есть большая вероятность, что музыка выдающихся композиторов ХХ века рано или поздно исчезнет навсегда - забудется в архивах вместе с фильмами, в которых она звучала. Первый выпуск проекта, «Три степени свободы», был посвящен Альфреду Шнитке.

Новый герой проекта остался в памяти знавших его, как гений, затворник, мастер эпатажа, человек неординарной биографии. В 1935-м семилетним ребенком играл для Сталина и получил в подарок белый рояль. В возрасте 9 лет выступил в Большом зале Московской консерватории с исполнением собственного сочинения — «Колыбельной песни», партию виолончели тогда исполнял 14-летний Даниил Шафран. Первое публичное выступление во взрослом возрасте состоялось в начале 60-х годов в Ленинградском концертном зале. И закончилось скандалом. В следующий раз он выйдет к публике через 20 лет. Все эти годы она могла увидеть его имя лишь в титрах к фильмам: Каравайчук сочинил музыку в общей сложности к 150 игровым и документальным лентам. В последние годы жизни (скончался в 2016-м) участвовал в перфомансах и писал для театров — в частности, Александринского и МДТ-Театр Европы, был «живой достопримечательностью» Эрмитажа: по разрешению генерального директора музея Михаила Пиотровского музицировал в Малиновой гостиной за роялем, подаренным в свое время  императору Николаю II. Многие сочинения Каравайчука до сих пор не изданы.

 

Поделиться:

Наверх