Единственная опера венгерского классика длится менее часа, а потому традиционно ставится в один вечер с другим малоформатным сочинением. Но подобрать опус, который возможно было бы объединить с партитурой Бартока сквозным режиссерским решением, - задача редковыполнимая. В Пермской опере пошли нехоженным путем: «Замок герцога Синяя борода» прозвучит в обрамлении пролога и эпилога, заказанных театром композитору Валерию Воронову (Беларусь/Германия). Только так - уйдя от ситуации встречи двух независимых друг от друга произведений и попытавшись выстроить интересную систему музыкальных связей с подлинником Бартока, можно было рассказать единую, цельную историю, считают постановщики спектакля дирижер Федор Леднев и режиссер (она же сценограф) Евгения Сафонова.
В преддверие премьеры композитор чуть приоткрыл секреты своей творческой кухни. «Я не хотел писать так же, как Барток, - говорит он, - у меня бы этого никогда и не получилось. Мне, скорее, интересно было очутиться внутри его головы, его тела... Подобный процесс можно сравнить с работой хорошего актера, которому предстоит сыграть большую роль — и он пытается стать, к примеру, Ричардом III, понять, как мыслит, как чувствует этот персонаж. Если совсем упрощать, то я разобрал партитуру Бартока на мельчайшие детали, разложил их на рабочем столе — и собрал заново в новую конструкцию». Что получилось - публика услышит и увидит 18 ноября.
По пермской традиции к масштабному событию, каковым в данном случае является не только выпуск нового спектакля, но и мировая премьера музыкального сочинения, приурочена «Лаборатория современного зрителя». В ее рамках 13 ноября прошла лекция театроведа Татьяны Джуровой, посвященная особенностям режиссерской стилистики Евгении Сафоновой. Сегодня она из числа самых ярких фигур современной драматической сцены, но этот оперный опыт для нее первый. В тот же день в одном из пермских кинотеатров был показан спектакль Сафоновой «Медея», поставленный в Театре им. Ленсовета в 2018 году.
14 ноября пройдет паблик-ток с Валерием Вороновым, Федором Ледневым и программным директором Пермской оперы Дмитрием Ренанским. Среди вопросов, на которые они готовятся ответить, следующие: как устроена опера Белы Бартока, как музыка, написанная в 2022 году, взаимодействует с партитурой 1911 года, в чем специфика интерпретации музыки XX—XXI веков?
15 ноября зрителей ждут на лекцию «Истории с Бородой». О музыке Бартока, а также о самых эффектных и изобретательных режиссерских решениях XXI века расскажет театральный критик и драматург Илья Кухаренко.
17 ноября состоится лекция музыковеда Юлии Бедеровой «Новейшая история новейшей музыки с примерами и пояснениями» (как следует из названия, она посвящена партитурам XX и XXI веков).
19 ноября в формате онлайн специалист по венгерской литературе, переводчик Оксана Якименко (которая выступила языковым коучем для солистов, занятых в премьере) расскажет зрителям о том, как Синяя Борода стал героем венгерской баллады, почему оперу по ее мотивам написал именно Бела Барток, кто такой Бела Балаж и почему венгерский язык — такой «другой».
Поделиться: