Только что завершился II Международный фестиваль «Скрипка. Фестиваль. Санкт-Петербург». В этом году его основатель - скрипач и дирижер Сергей Стадлер посвятил свой проект 240-летию со дня рождения Никколо Паганини.
С 18 по 24 октября в различных залах Северной столицы было представлено пять концертных программ и public talk «Скрипка и немножко нервно». В день открытия фестиваля в исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением Стадлера прозвучала музыка итальянских авторов разных поколений - Паганини, Россини, Верди, Респиги, а также «итальянские» опусы Чайковского и композиции австралийского композитора Барри Конингэма — почетного гостя фестиваля. Состоялся концерт «Посвящение Паганини» с участием скрипачей Графа Муржи и Гайка Казазяна. Была представлена программа «a Paganini» из сочинений самого легендарного виртуоза и из редкозвучащих пьес его соотечественников-композиторов XIX–XX веков. В афише также был вечер «Опера Италии» с участием солистов «Петербург-концерта», Камерного хора Московской консерватории и Симфонического оркестра Санкт-Петербурга. Завершился фестиваль концертом «Паганини и российские скрипичные виртуозы».
Фестиваль «Чайковский.spb.ru», шестой по счету, проходит с 16 октября по 12 ноября также на разных площадках города. В афише — 13 концертов, большинство из которых призваны представить творчество русского гения в непривычном ракурсе.
В частности, 19 октября в Эрмитажном театре прозвучало Ариозо Мазепы в переложении для тромбона и симфонического оркестра (солист - Алексей Лобиков). 22-го в Доме композиторов кларнетист Никита Лютиков исполнил сочинение французского автора Александра Шабо - Фантазию на темы из балета «Щелкунчик» для кларнета и фортепиано и Арию Ленского в переложении для кларнета и фортепиано композитора и дирижера Андрея Рубцова. 23 октября в Белом зале Музея музыки ансамбль медных духовых инструментов «Кронверк-брасс» представил аранжировки для соответствующего состава на темы балетов «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и фортепианного цикла «Детский альбом». 31 октября на сцене Большого зала филармонии в рамках фестиваля состоится концерт, посвященный 100-летию российского джаза. В числе номеров, которые исполнит Губернаторский оркестр и Ансамбль Давида Голощекина, - Джазовые фантазии на темы Чайковского Кальварского и Голощекина.
Для некоторых концертов были выбраны необычные площадки. В Музее железных дорог России прозвучала программа «От Павловского музыкального вокзала с Иоганном Штраусом до вальсов Петра Ильича Чайковского». Впереди — программы «Чай с Чайковским» в отеле «Астория» и «Чайковский и русский авангард» в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого.
Завершится фестиваль 10 ноября в Академической Капелле Санкт-Петербурга: в концерте «На пути к Чайковскому» прозвучит оратория «Сотворение мира» Гайдна. Исполнение приурочено к 220-летию премьеры сочинения в России и к связанному с этим событием открытию старейшей музыкально-общественной организации России - Филармонического общества Санкт-Петербурга. Но настоящей финальной точкой фестиваля станет концерт-послесловие 12 ноября, который дадут артисты Театра балета Бориса Эйфмана.
В программе фестиваля также три экспозиции - «Планета Чайковский», подготовленная Санкт-Петербургским музеем музыки, фотовыставка «Чайковский в Петербурге», выставка работ художников Северной столицы, посвященная русскому гению, а также презентация Digital NFT проекта - портрета композитора, выполненного средствами новейших IT-технологий. Запланированы показы фильма «Чайковский» и фильма-оперы «Евгений Онегин» в Камерном зале Капеллы.
Художественный руководитель фестиваля в этом году — Ханс-Йоахим Фрай
Поделиться: