История музыки знает много мистификаторов, но мало кому удавалось достичь такой популярности и так долго держать в заблуждении миллионы слушателей, как это удалось ленинградскому гитаристу Владимиру Вавилову. Почти все сочинения, записанные им на упомянутой пластинке (не раз переиздававшейся по причине огромной популярности), оказались мистифицированными. Это обнаружилось уже после смерти музыканта в 47 лет.
Сначала музыковеды не нашли в каталоге произведений ватиканского лютниста Франческо Канова да Милано ни одного похожего на то, что исполнял Вавилов. Потом они заинтересовались Ave Maria Каччини, и стилистический анализ показал, что подобное произведение не могло быть написано ни в XVI, ни в XVII веке... Кроме обработки английской народной песни «Зеленые рукава», все записанные на пластинке произведения оказались сочинениями самого Вавилова. Два из них приобрели мега-популярность. Это Ave Maria, которая прочно вошла в репертуар вокалистов всего мира, и это Канцона Франческо да Милано, со стихами Анри Волохонского превратившаяся в песню «Под небом голубым» и ставшая хитом в исполнении Бориса Гребенщикова.
Владимир Вавилов, скрывший свое авторство под действительными и вымышленными именами композиторов далеких эпох, начал заниматься музыкой уже пройдя Великую Отечественную войну: окончил музыкальную школу для взрослых как гитарист, композиции учился в народном кружке при Союзе композиторов. «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией Вавилов никогда не издадут, — вспоминала дочь композитора. — Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии…».
В записи легендарного альбома принимали участие сам Вавалов (игравший на лютневой гитаре), а также органист Марк Шахин, флейтист Лев Перепелкин, гобоист Владимир Курлин, валторнист Виталий Буяновский и певица Надежда Вайнер.
Альбом доступен для прослушивания на ряде цифровых платформ. Имя Вавилова и здесь, и в буклете к винилу фигурирует.
Поделиться: