Он размещен на сайте Союза. В текст добавлены QR-коды для желающих увидеть и услышать записи концертов и лекций, о которых рассказывается на страницах внушительного издания.
Среди новых проектов, прежде всего, «Ноты и квоты» -программа творческих заказов для композиторов, осуществленная при поддержке Министерства культуры РФ. Механизм ее действия таков: творческие коллективы и солисты заказывают сочинение композитору-члену Союза, если заявка побеждает в конкурсе, то новый опус прозвучит в течение ближайших сезонов, а автор музыки получит гонорар из федерального бюджета. Программа 2021 года профинансировала 12 сочинений: шесть для камерного состава или соло, три для малого ансамбля, два для большого и один для оркестра и/или хора.
Подкасты Анны Виленской на YouTubе, появившиеся в 2021 году, предназначены начинающим меломанам (о чем говорят, к примеру, темы «Музыкальный автограф Шостаковича», «Почему людям так нравится «О, Фортуна!» Карла Орфа», «Как слушать современную музыку: три особенности», «Как устроен минимализм»). За год подготовлено десять выпусков.
Впервые вместе с «Фирмой Мелодия» Союз открывал Российскую креативную неделю (Russian Creative Week). В многочисленных блоках специально подготовленной программы говорили про саунд-дизайн и искусственный интеллект, играли электронный сет и презентовали альбом Настасьи Хрущевой «Нормальная музыка», обсуждали, как слушать классику, как писать в соцсетях об академической музыке, а также тонкости управления культурными проектами.
К числу проектов с историей относится «Звуковой обзор» (Sound Review). Издание антологии музыки российских композиторов XX–XXI веков, начатое Союзом совместно с «Фирмой Мелодия» в 2020 году, продолжено «Звуковым обзором-2». В трех цифровых альбомах - послевоенные и «перестроечные» опусы, музыка композиторов московской, петербургской и уральской композиторских школ, партитуры, созданные в XXI веке.
Фестиваль актуальной музыки «Пять вечеров», проводящийся с 2019 года, на этот раз неожиданно изменил свой формат и прошел не в пяти традиционных концертах, а в шести. Причина - огромное количество новых сочинений, которые композиторы написали специально для фестиваля-2021.
Встречи в музее С.С. Прокофьева под названием #Нелекторий «Петя и волки»Союз проводит с 2018 года. «Я принимаю в доме, где жил Сергей Сергеевич, одного или двух зубастых гостей, –- говорит музыковед, критик, композитор (и глава одноименного издательства) Петр Поспелов, - но не из леса, а из разных областей художественной жизни». В этом году состоялись 4 встречи с участием композиторов и поэтов.
Появившийся в 2020-м цикл концертов в «Зарядье» «Я – композитор!» - это творческие портреты наших современников. Герой каждого концерта составляет программу из собственных сочинений и любимой музыки прошлых столетий, а также рассказывает о своей композиторской «кухне» и авторских принципах в беседе с ведущей цикла Анной Виленской. Две программы 2021 года были посвящены творчеству Михаила Гоголина (Вологда) и Эльмира Низамова (Казань). В отличие от этих публичных «портретов», аудио-программы « Успеть за 4`33” - очень личные монологи композиторов, совпадающие по хронометражу со знаменитой провокационной пьесой Кейджа.
Продолжился и проект Союза композиторов России и Московского ансамбля современной музыки (МАСМ) «Композиторские читки», существующий с 2018 года. На этот раз четырехдневные интенсивы, в ходе которого молодые композиторы показывают свои сочинения опытным музыкантам и получают профессиональные советы, прошли в Нижнем Новгороде и Красноярске.
Кроме того, в дайджесте отражена информация о партнерских проектах Союза композиторов (числом 12), о деятельности региональных отделений и о наградах, которые Союз учредил в 2021 году, - Премии имени Д.Д. Шостаковича, звании «Почетный деятель Союза композиторов России» и Почетном знаке «За трудолюбие и искусство» .
Поделиться: