Top.Mail.Ru
10.02.2022
ВСАДНИК БЕЗ ГОЛОВЫ ИЛИ...
13 февраля в Концертном зале имени Чайковского будет праздноваться столетие Персимфанса
ВСАДНИК БЕЗ ГОЛОВЫ  ИЛИ...

О рождении первого в истории академической музыки симфонического оркестра без дирижера советская публика узнала ровно сто лет назад на концерте в Колонном зале Дома союзов. Как свидетельствует история, на выступлении с бетховенской программой присутствовали едва ли не все столичные дирижеры, готовые посмеяться над экспериментаторами. Но провала не случилось, хотя последующий разбор критиков впечатлял крайностями.

Персимфанс был создан скрипачом с репутацией лучшего концертмейстера  Европы Львом Цейтлиным, и первоначально в нем играли в основном  коллеги Цейтлина из оркестра Большого театра. Что исполнять и как интерпретировать — решал Худсовет. Он же выбирал, каких солистов следует приглашать в программы. И на эти приглашения откливались такие знаменитости, как Гольденвейзер, Нейгауз, Юдина, Нежданова, Горовиц, Сигети, Прокофьев (впервые приехавший в страну после десятилетия отсутствия именно по приглашению Персимфанса).

Уникальный Первый симфонический ансамбль просуществовал 10 лет, до 1932 года, дав пример для подражания музыкантам всего мира (недаром в своей юбилейной программе нынешний Персимфанс обещает передать горячие приветы в прошлое - киевскому Вторсимфансу, петроградскому Петросимфансу, нью-йоркскому Амсимфансу, Варшавскому симфоническому ансамблю, оркестру без дирижера лейпцигского Гевандхауза).

В 2008 году Персимфанс реконструировали композитор и пианист Петр Айду, дед которого был учеником Льва Цейтлина, и контрабасист Григорий Кротенко. У современного Персимфанса нет постоянного состава и регулярных концертов. Сфера его преимущественных интересов - арт-проекты, в которых смело мешаются концертные формы с перформансами и классика с роком. В послужном списке коллектива ряд премий, включая «Золотую маску», и гастроли не только по стране, но и в Норвегии, Франции, Германии.

В концерте 13 февраля прозвучат Бранденбургский концерт №2 Баха,
«Плач по жертвам Хиросимы» Пендерецкого, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского, сюита «На Днепрострое» Мейтуса, Рапсодия в стиле блюз Гершвина. 15 февраля с той же программой оркестр отправится в тур Екатеринбург-Пермь-Ижевск, организованный Московской филармонией.

 

Поделиться:

Наверх