Первый с «нелегкой» руки Александра Зилоти исполняется более века по всему миру в варианте, искажающем авторский замысел. По словам музыковеда Полины Вайдман, инициировавшей подготовку новейшего Полного собрания сочинений Чайковского, Первый концерт в общеизвестном виде — это не та музыка, которую писал композитор. «Совсем другая образная сфера. Вместо стальных аккордов фортепиано у него все начиналось с арпеджио и звучало как зачин большого рассказа, - уточняла она. -
Еще одно важное отличие авторской версии касается финала концерта. Зилоти просил Чайковского сделать в финале купюру. Петр Ильич то соглашался, то отказывался, но в итоге отдал рукопись в печать без сокращений. А после его смерти купюру все-таки сделали».
Второй концерт, который автор, по его собственному признанию, любил больше Первого, исполняется преимущественно в сокращенной (рукой того же Зилоти) редакции. Наибольшим купюрам подверглась вторая часть - Анданте, которое первоначально было своего рода тройным концертом для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Вместо него остались два маленьких предложения с огромной кодой. В целом, концерт был урезан почти на треть. Сверх того многочисленные изменения, в том числе темповые, были внесены в фортепианную партию.
Представить публике истинный замысел Чайковского — задача, которую поставили перед собой пианист Никита Галактионов, дирижер Михаил Цинман и Московский государственный Академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана. В Большом зале консерватории 8 февраля прозвучат Концерт № 1 в авторской редакции 1874 года (впервые опубликованной лишь недавно в первых томах Полного собрания сочинений) и Второй концерт в полной версии.
Для справки: некоторые из музыкантов уже обращались к авторским редакциям Чайковского. В частности, Концерт №1 во второй авторской версии звучал в 2014 году в Клину. Исполнители - Андрей Коробейников и Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева. Тот же солист, но с оркестром «Геликон-оперы» под управлением Владимира Понькина, спустя два года исполнил вторую редакцию в стенах театра. В 2015-м Владимир Юровский с пианистом Кириллом Герштейном и Лондонским оркестром исполнили вторую редакцию в Вероне. Еще в 1986 году та же авторская версия была записана пианистом Лазарем Берманом и оркестром Западно-Берлинского радио под управлением Юрия Темирканова. Не так давно в Германии выпущен диск с первым авторским вариантом Концерта № 1.
Поделиться: