Адвент у католиков и представителей некоторых других конфессий — время духовной подготовки к Рождеству. Одноименный фестиваль, инициированный благотворительным фондом Collegium Musicum, проходит в столице уже в восьмой раз в стенах лютеранско-евангелического Кафедрального собора святых Петра и Павла. В этом году фестиваль отказался от масштабных хоровых и симфонических программ (что, по мнению, организаторов, отвечает реалиям «эпохи» локдаунов) и сосредоточился на камерных.
Первая из таких программ, посвященная 265-летию со дня рождения Моцарта, была представлена вчера. В один вечер прозвучали 17 малоизвестных у нас церковных сонат для камерного ансамбля и органа, созданных еще совсем молодым Моцартом в период, когда он служил концертмейстером при дворе Зальцбургского архиепископа. Исполнители — титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в Мадриде Даниэль Сальвадор и Ансамбль Collegium Musicum под управлением Олега Романенко.
2 декабря публику ждет еще одно уникальное событие - программа «Музыка на Святое Рождество и к праздникам», составленная из произведений эпохи Возрождения. Ее представит адепт исторически информированного исполнительства «Ренессанс-оркестр», объединяющий музыкантов Москвы и Петербурга (художественный руководитель Константин Щеников-Архаров).
Кроме того, в афише фестиваля два органных вечера - «Бах-гала», в котором примут участие музыканты разных поколений Александр Фисейский, Федор Строганов и Даниэль Сальватор, и «Голоса Вселенной: орган XXI века», на котором будет представлена панорама органной музыки последнего столетия. В исполнении органистки Марианны Высоцкой, скрипача Станислава Малышева и перкуссиониста Андрея Винницкого прозвучат сочинения Мессиана, Лангле, Пярта, Кампо, Яманучи, Шнитке, Кикты, Фараджа Караева, а также (впервые в России) пьеса «Love» погибшего в прошлом году от коронавируса композитора Дмитрия Смирнова.
По-своему острые ощущения обещает программа альтиста-экспериментатора Сергея Полтавского «Ночной ветер: орган, альт и live-электроника». Вместе с пианистом и органистом Владимиром Скомороховым он исполнит музыку наших современников, в числе которых Пярт, Райх, Саариахо, Кинг. А неким противовесом ей станет новая программа «Рождественская музыка от Перотина до Мессиана» от ансамбля старинной музыки «Хронос» под руководством Евгения Скурата. Коллектив проведет свою линию от византийских стихир до шедевров ХХ века (Форе, Мессиан, Тавенер).
Завершится фестиваль 26 декабря концертом ансамбля Collegium Musicum, который по традиции исполнит сочинения Баха, предназначенные для праздника Рождества. Концерт — часть грандиозного проекта, в рамках которого все кантаты и хоралы Баха должны будут прозвучать на исторических инструментах в пространстве собора. Нынешний, пятый, сезон проекта посвящен кантатам, в чью канву вплетены лютеранские хоралы. Помочь публике открыть ту многомерность, которые они привносят в сочинения Баха, приглашен крупнейший знаток духовной музыки Роман Насонов. В этом году прозвучит третья часть «Рождественской оратории» и кантата на хорал Мартина Лютера «Слава Тебе, Иисусе Христе» (1524).
Поделиться: