Первого, Алексея Животова, в свое время называли королем симфонической музыки, бесстрашным экспериментатором, мастером оркестровых конструкций. О его жизни известно крайне мало: не сохранилось ни писем, ни дневников. Родился в Казани, учился и творил в Ленинграде, похоронен в 1964-м там же на Серафимовском кладбище, прожив всего 59 лет. В рамках проекта «Возрождаем наследие русских композиторов» сотрудники «Орфея» провели большую исследовательскую работу и воссоздали биографию и творческий путь композитора, а симфонический оркестр радио под управлением Сергея Кондрашева записал в Тонстудии «Мосфильма» произведения Животова: впервые обрели звучание «Праздничная увертюра», «Героический марш», «Театральная» и «Танцевальная» сюиты.
О Владимире Дешевове известно больше. Коренной петербуржец. В детстве - вундеркинд-пианист, которого называли царскосельским Листом, позже студент Петербургской консерватории, своими успехами возбуждавший интерес Глазунова и Асафьева. Друг Прокофьева, Ахматовой и Гумилева. Один из первопроходцев в освоении новых тем и жанров (опера («Лед и сталь» о кронштадтском восстании 1921 года, балет «Красный вихрь» по поэме Блока «Двенадцать»). Его музыка, пронизанная острой ритмикой, энергией больших городов и индустриальных гигантов, - яркий пример радикального авангарда «первой волны», который к концу 20-х годов уже был вне советской «моды». И Дешевова, в биографии которого было такое отягчающее обстоятельство, как участие в военных операциях Врангеля, вычеркивают из истории отечественной культуры. Он продолжал писать - даже в блокадном Ленинграде, даже понимая, что большая часть его произведений не дойдет до публики… Лишь с конца 1990-х началось возрождение интереса к музыке Дешевова. Но оказалось, что многое утеряно, и систематическое изучение его наследия надо начинать с нуля. На радио «Орфей» за это взялись. Промежуточный итог работы – запись симфонической поэмы «Русская сказка» (1947) и сюиты к балету «Бэла» (1941), осуществленная оркестром «Орфея».
Музыка Алексея Животова и Владимира Дешевова будет представлена публике в театрализованной форме в начале следующего года на Втором Международном музыкальном фестивале «Энергия открытий».
Для справки:
Первый, состоявшийся в феврале 2020-го на сцене московской «Новой оперы», представлял мировые премьеры вновь открытых сочинений Леонида Половинкина, Георгия Катуара, Николая Голованова и Александра Мосолова. В двух спектаклях были заняты артисты театра и кино Анатолий Белый, Катерина Шпица, Максим Дрозд, звезда балета Фарух Рузиматов, примы и премьеры балета Большого и Михайловского театров.
Поделиться: