В основе первого сочинения поставленного в Башкирском театре оперы и балета, - «Vita Nuova» Данте (стихотворно-прозаическая исповедь на смерть Беатриче). Мартынов написал оперу еще в 2003 году, но звучала она крайне редко и в концертном исполнении. «Новая жизнь» полистилична и многоязычна: в музыке - григорианика, оперный язык XIX века и музыкальный авангард, в либретто, созданном самим композитором и Эдуардом Бояковым (ныне худрук МХАТ им. Горького), - русский, латинский и итальянский тексты. «Меня не устраивает, что в опере любого композитора от Монтеверди до Вагнера и Верди музыка привязана к тексту и выражает чувства героев, - говорил о своей работе композитор. - Я хочу разорвать эту связь, пытаюсь найти новую ситуацию бытования оперы». Создавали спектакль главный дирижер театра Артем Макаров, режиссер Елизавета Корнеева и художница Екатерина Агений (обе москвички ранее ставили на этой сцене оперу Гайдна «Лунный мир»). Над видеоанимацией работала лауреат российских и международных кинофестивалей Лиана Макарян, хореографом выступил создатель более двадцати шоу на стыке танца, театра, музыки, цирка и performing arts Митя Федотенко (Франция). Премьера прошла в эти выходные.
«Любовь издалека» станет продолжением взятой театром Урал Опера Балет линии на знакомство российского зрителя с выдающимися произведениями ХХ века (в этом ряду уже фигурируют «Сатьяграха» Гласса, «Пассажирка» Вайнберга, «Греческие пассионы» Мартину и «Три сестры» Этвеша). Сюжет произведения знаменитой финки Саариахо — это вариация на тему средневековой легенды о трубадуре Жофре Рюделе, отправившемся в Ливию ради встречи с идеальной Дамой. «Любовь издалека» в театре анонсируют как оперу медленного времени, не предполагающую ни драматических столкновений, ни неожиданных поворотов событий, где одно состояние и одна мысль «раскручиваются» в музыке до бесконечности.
Опера была написана в 2000 году для Зальцбургского фестиваля. С тех пор она многократно исполнялась, в том числе в Финской и Английской национальных операх, парижском театре Шатле, нью-йоркской Мет. В екатеринбургском театре театрализованную концертную постановку осуществляют его главный дирижер Константин Чудовский, режиссер Ярославия Калесидис, художник Дарья Саморокова. Премьера — 19 марта.
Поделиться: