30.11.2020
МАЛЕР, КЕЙДЖ, КОНСОНАНСЫ И ДИССОНАНСЫ
В петербургском «Издательстве Яромира Хладека» готовят к выпуску три новые книги о современной музыке
МАЛЕР, КЕЙДЖ, КОНСОНАНСЫ И ДИССОНАНСЫ

Крупный немецкий писатель-модернист Ханс Волльшлегер в свое время изучал дирижирование и игру на органе в Северогерманской музыкальной академии. Главным, помимо Баха, композитором, изучением творчества и личности которого он занимался всю жизнь, был Малер. Статьи и эссе,    собранные издательством в книгу «Другой материал. Фрагменты о Густаве Малере», написаны Волльшлегером не в академической, а в свободной манере, приближающейся к его сложной многоголосой прозе. В сборнике, в частности, будут опубликованы материалы под названием «Расхлябанность традиции, или Насколько аутентичны сегодняшние исполнения Малера?»,  «Десятая симфония: О возникновении, имеющихся материалах и структуре», «В оковах скорби цепенея: Письма Густава Малера к Альме Малер».

Книга «Неопределенность» («Indeterminacy») Джона Кейджа - это 90 коротких,  иногда в одно-два предложения, историй, не претендующих на какую-либо мораль или обобщение. Они  разнообразны, как сама жизнь: здесь и дзен, и собирание грибов (пионер алеаторики был страстным микологом-любителем), и воспоминания детства, и анекдоты о друзьях – художниках, композиторах, музыкантах, хореографах. Первые тридцать историй были прочитаны Кейджем в Брюсселе в 1958 году в качестве лекции. Она называлась «Неопределенность: новый аспект формы в инструментальной и электронной музыке». Позднее, для выступления в одном из американских колледжей были написаны еще 60 историй, которые композитор прочитал в сопровождении импровизаций пианиста Дэвида Тюдора, соединившего фрагменты фортепианного Концерта Кейджа и шумовые эффекты, создаваемые с помощью радиоприемников.

В 1989-м на вопрос, у кого бы он предпочел учиться, вернись он в годы своей молодости, Кейдж ответил: «У Джеймса Тенни». Композитор и теоретик, родившийся на двадцать два года позже Кейджа, к тому времени был одной из ключевых фигур американской музыки второй половины ХХ века. Его «История консонанса и диссонанса», которую в переводе готовит к выпуску петербургское издательство, - это попытка создать новую всеобъемлющую теорию гармонии, разобравшись с путаницей, которая окутывает значения слов «консонанс» и «диссонанс» еще со времен Пифагора.

Выход книг Кейджа и Тенни намечен на начало марта, выход книги Волльшлегера – на апрель 2021 года.

Поделиться:

Наверх