13.11.2020
«БОРИС», КОТОРОГО МЫ НЕ ЗНАЛИ
Представлены первые два тома Полного академического собрания сочинений Мусоргского
«БОРИС», КОТОРОГО МЫ НЕ ЗНАЛИ

Как подчеркивают в Государственном институте искусствознания, осуществляющем издание, до сих пор ни в России, ни за рубежом подобного не было. Цель проекта - не только возвратить произведениям Мусоргского их первозданный вид, но и закрепить права Российской Федерации на наследие композитора. 

В первых томах опубликован авторский клавир оперы «Борис Годунов», подготовленный Надеждой Тетериной и Евгением Левашевым и по сути открывающий настоящего «Бориса», незнакомого даже специалистам.

Исследователи отказались от разделения оперы на стереотипные две авторские редакции, представив сразу 8 музыкально-драматургических версий самого Мусоргского, которые композитор создавал с 1868 по 1874 год. Причем, публикация клавира отличается принципиальной новизной - оба тома сформированы по принципу конструктора, когда становится возможным моделировать все авторские версии.

При подготовке клавира было решено не следовать принятому в Европе  разделению нотных изданий на практические и научные, каждое из которых решает свои задачи. Издание ГИИ представляет и большой массив научно-исследовательских данных, и материал, который может быть неоценимым подспорьем в практическом решении театрально-постановочных задач. В частности, в издании впервые выявлены несколько сотен разночтений между клавиром и партитурой, как в нотах, так и в вербальном тексте. В расчете на международный резонанс, все тексты переведены на английский, а в вокальные партии введена транслитерация латиницей.

Из нотных материалов, никогда не публиковавшихся ранее, в первые два тома вошли ранняя редакция «Сцены в келье Чудова монастыря», клавир сцены «Сокольники на Днепре», концертный вариант песни Варлаама «Как во городе было во Казани», предназначенный для женского голоса.  

Полное собрание сочинений Мусоргского будет состоять из 33 томов основных его произведений и 13  вспомогательных изданий, включающих ценные творческие редакции музыки Мусоргского, сделанные другими композиторами, в частности, Римским-Корсаковым и Асафьевым, а также полное литературное наследие композитора и воспоминания о нем современников.

 

Поделиться:

Наверх